Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь

Джон Вильямс

 
 

-  2  -

В 1969 году Джон Вильямс познакомился со Стэнли Майерcом – композитором, писавшим музыку для кино, и аранжировщиком, – который привлек его к работе над музыкой к очередному кинофильму The Walking Stick (Трость). Никакой дополнительной популярности Джону Вильямсу этот первый для него фильм, не имевший большого успеха, не принес. Тем не менее Вильямс получил очень важный для себя опыт работы в кино. Гораздо более удачным оказалось его сотрудничество со Стенли Майерсом в работе над музыкой к другим кинофильмам: The Raging Moon (1971), для которого Вильямс записал большинство треков, включая гитарное соло, и снятому в 1978 году The Deer Hunter (Охотник на оленей), где в его исполнении звучат Cavatina и Sarabande.

Фильм "Охотник на оленей" (режиссер Майкл Чимино), с Робертом де Ниро в главной роли, в 1979 году был отмечен пятью Оскарами: за лучший фильм года, лучшую режиссуру, лучшую мужскую роль второго плана, лучший звук и лучший монтаж. А Cavatina Майерса в исполнении Джона Вильямса летом 1979 года занимала в британских поп-чартах 3-ю позицию.

В последующие годы Джон Вильямс еще не раз принимал участие в записи музыки для кино, а в небольшом австралийском фильме Emma's War (Война Эммы) он выступил уже не только как исполнитель, но и как композитор. Кроме того в 1969 году Вильямс записал отдельный альбом с наиболее популярной "киномузыкой" – John Williams Plays the Movies.

Дружеские и творческие контакты Вильямса со многими зарубежными музыкантами нередко были продиктованы его политической солидарностью с их борьбой за восстановление демократических прав и свобод в своих странах.  Так, в 1970 году он записал вместе с греческой певицей Марией Фарандури "Песни свободы" Микиса Теодоракиса. В 70-е и 80-е годы у Вильямса установились тесные отношения с чилийской группой Inti-Illimani, которая после произошедшего в стране переворота находилась в вынужденном изгнании из-за своей оппозиционной настроенности по отношению к установившемуся там режиму. Вильямс считал своим долгом поддержать эту борьбу.

В 1971 году компания CBS Records отметила продажу миллионного диска Джона Вильямса – событие явно неординарное для музыканта классического направления – вручением ему специального приза: хрустальной скульп-туры, выполненной в форме кисти левой руки гитариста (репродукция этого приза появилась на следую-щем альбоме Вильямса, который, однако, был выпущен не CBS, а Cube Records, скорее всего по причине того, что содержание этого альбома не укладывалось в рамки классического репертуара).

Запись классической музыки, сначала на пластинки, а позднее на CD-диски, стала, безусловно, важнейшей частью творческой жизни Джона Вильямса.  Можно предположить, что музыканта, в первую очередь, подвигало на это осознание той важной роли, которую играли и будут играть его записи в утверждении гитарной школы, к  которой он принадлежит, и пропаганде гитарного искусства. В той же мере, в какой пластинки Сеговии и других мастеров классической гитары, были для самого Вильямса и миллионов других поклонников гитары и источником высочайшего художественного наслаждения, и уроками, эталоном исполнительского мастерства,  его собственные записи являются для нынешнего и последующих поколений. Дискография этого гитариста огромна, но поражает она, конечно же, не столько количеством, сколько качеством как подбора репертуара, так и его исполнения. Несмотря на очень напряженный ритм, в котором ему все время приходилось работать, Вильямс записывает десятки по-настоящему значительных, а порой и просто уникальных, альбомов. Это и собрание лютневой музыки Баха (ноябрь-декабрь 1974); и произведения Агустина Барриоса Мангоре (1977, 1994) – в знак особой признательности гитаристу за вклад в популяризацию музыки выдающегося парагвайского композитора ему была вручена почетная "Медаль славы" президента Парагвая; и концерты Вивальди и Джулиани (октябрь 1968, май 1990), Э. Вила Лобоса и Х. Родриго (1983), М. Кастелнуово-Тедеско (1977), Ричарда Харвея и Стива Грэя (1989, 1995) и множество других. В 1989 году была торжественно отмечена 25-я годовщина с начала сотрудничества Джона Вильямса с компанией CBS Records, выпустившей большую часть классических альбомов гитариста.

Важным событием в творческой биографии Джона Вильямса была его встреча с другим, не менее знаменитым британским гитаристом, – Джулианом Бримом (род. 1933).

Джулиан Брим и Джон Вильямс.

Джулиан Брим и Джон Вильямс

Брим на восемь лет старше Вильямса. Уже в детские годы он проявил исключительную музыкальную одаренность и когда в возрасте 12 лет состоялся его концертный дебют (официально это произошло годом позже), Вильямс еще только получал в подарок свою первую гитару. Многим казалось, что между этими двумя гитаристами  слишком много различий, даже в стиле игры, а потому их профессиональное сотрудничество вряд ли возможно. Однако жизнь опровергла эти опасения. Джон Вильямс по этому поводу сказал: "Хотя способы, которыми предпочитает играть каждый из нас схожи как мел с сыром, мы не два музыканта, мы – ансамбль, и вместе творим чудо". Совместные выступления Джулиана Брима и Джона Вильямса продолжались до конца 1970-х годов; вместе они записали три  альбома, запись последнего происходила "в живую" во время их американских гастролей 1978 года:

  • Together – Julian Bream and John Williams [RCA RD 83257], в США альбом назывался Julian & John, – вышел в 1972 году (запись сделана в 1971),

  • Together Again – Julian Bream and John Williams [RCA RD 80456], в США – Julian & John II, – 1973/1974,

  • Julian Bream & John Williams Live [RCA 03090] - концертные записи, сделанные 15 и 18 октября 1978 года в Бостоне и Нью-Йорке соответственно, альбом вышел весной 1979 года.

Во второй половине 1960-х годов Вильямсу, похоже, наскучило играть один и тот же репертуар перед одной и той же аудиторией и он начинает искать новые способы творческого самовыражения. Поскольку отец Джона Вильямса был неравнодушен к джазу, в его окружении было немало друзей из "неклассической" среды, с некоторыми из которых сблизился и сам Джон. Он начал интересоваться джазом и роком, овладел электрогитарой. В 1969 году он стал первым классическим музыкантом перешагнувшим порог лондонского Джазового клуба Ронни Скотта (Ronnie Scott's Jazz Club), причем продолжал регулярно посещать его и в дальнейшем вплоть до конца 70-х годов. Через несколько лет, в июле-сентябре 1986 года, Джон Вильямс записал Концерт для гитары и джазового оркестра (Concerto for Guitar and Jazz Orchestra) Пола Харта, чем лишний раз подтвердил, что его увлечение джазом не следует рассматривать как случайный эпизод.

Джон Вильямс в 1971 г.

Джон Вильямс в 1971 году.

В апреле 1979 года Джон Вильямс неожиданно для многих стал одним из основателей и участников группы Sky. Когда в начале лета того же года в музыкальных магазинах появился первый альбом Sky это стало чуть ли не шоком для "классического мира". И не удивительно: один из самых уважаемых классических музыкантов создает рок-группу?! Вильямс же сохранял полное спокойствие и по мере сил пытался развеять страхи своих поклонников, относительно конца его классической карьеры. Впрочем, пять лет проведенных Джоном Вильямсом со Sky не только не подорвали его авторитета как музыканта, но и принесли ему дополнительную славу: ансамбль пользовался огромным успехом, а его альбомы неизменно занимали самые высокие позиции в рейтингах. 

Помимо Джона Вильямса в группу Sky  также вошли: бас-гитарист Херби Флауэрз, клавишник и композитор Фрэнсис Монкмен (позднее его заменил аранжировщик и композитор Стив Грей), один из лучших британских ударников Тристан Фрай и гитарист и синтезист Кевин Пик. Все они получили прекрасное музыкальное образование и были уже хорошо известны в музыкальном мире. На первых концертах ансамбля преимущественно звучали  композиции, сочиненные его участниками – чаще всего Монкменом, хотя туда включались и обработки произведений классической и современной симфонической музыки. Первые же гастроли оказались очень успешными, равно как и их дебютный диск (Sky, ARL 1979), содержавший музыкальные пьесы, сочиненные Флауэрзом и Монкменом, а также аранжировки композиций испанского композитора Пипо и француза Эрика Сати. Альбом вошел в двадцатку лучших в Великобритании и продержался там довольно долго. Основу концертного репертуара составляли переработки классики – Баха, Вивальди, Рамо, старинной музыки. В январе 1979 года Sky  начали записывать следующий диск, еще более выразительный, чем предшественник. Второй альбом (Sky II, ARL 1980) вышел в середине года и, несмотря на свой формат двойника, возглавил списки уже на второй неделе после выпуска, а вскоре приобрел "платиновый" статус. На нем ансамбль проявил себя в основном в непродолжительных собственных композициях и аранжиров-ках произведений знаменитых композиторов, но главным украшением альбома стали впечатляющая концептуальная пьеса Монкмена Fifo и хитовый сингл Toccata. Выпуск третьего альбома (Sky 3, ARL 1981) в начале 1981 года сопровождался крупным турне, венцом которого стал замечательный концерт в Вестминстерском Аббатстве 24 февраля 1981 года. Впечатленный настоятель заявил, что "испытал от музыки чувство великого благоговения". Репертуар четвертого диска (Sky 4 Forthcoming, ARL 1982) составлен от Баха до Хьюи Кармайкла, здесь же великолепно исполненный вальс из "Маскарада" Хачатуряна и две самые популярные композиции прошлого века – "Полет валькирий" Рихарда Вагнера и "Марш" из "Фантастической симфонии" Берлиоза. Пятый концертный альбом (Sky Five Live [концертный], ARL 1983) показал, насколько качественно ансамбль может воссоздавать на сцене студийное звучание. За пять лет своего существования Sky утвердили себя в качестве непременных участников музыкальных программ коротковолнового радиовещания по обе стороны Атлантики. Очередной альбом (Cadmium, Epic 1984) вновь оказался на высоте. На этот раз заимствованной в нем оказалась только "Тройка" из сюиты Прокофьева "Поручик Киже". Остальные произведения – оригинальные и разнообраз-ные, как, например Telex From Peru с ясным латиноамери-канским влиянием и лучшая на диске Son of Hotta – были сочинены членами ансамбля. Три последних альбома Sky вышли уже без участия Джона Вильямса, который в конце 1983 года, устав от бесконечных утомительных гастролей, из группы вышел, посвятив себя сольной концертной деятельности и записи альбомов классического направления. В ноябре 1987 года Вильямс присутствовал на концерте Sky уже в качестве зрителя. В конце 80-х группа окончательно свернула свою деятельность.

Уйдя из Sky Джон Вильямс целиком посвятил себя записям новых дисков – работе, которую он полностью не прерывал никогда: новые записи произведений Альбениса  (Echoes of Spain - Albeniz, 1980) и Боккерини (Guitar Quintets, с Лондонским струнным квартетом, 1979), а также совместный с органистом Питером Харфордом альбом произведений Баха (John Williams and Peter Hurford Play Bach, 1981) были сделаны им как раз в годы наибольшей активности в Sky. Причем, это лишь наиболее значительные, но не единственные записи Джона Вильямса этого периода.

Еще в начале 1970-х годов Джон Вильямс принял для себя решение отказаться от продолжительных туров, особенно если они диктовались не творческими, а финансовыми интересами, объясняя свое решение следующим доводом: "К чему зарабатывать денег больше, чем нужно для жизни, если не остается жизни на то, чтобы жить". С тех пор, хотя он и продолжал ежегодно бывать в США, Австралии и странах Дальнего Востока, его поездки длились, как правило, не более двух недель (иногда, до трех – с группой Sky). Все остальное время он проводил в Лондоне.

В 1980 году (а это, кстати, годы "электрической" карьеры музыканта) Джон Вильямс был награжден Королевой Орденом британской империи (Order of the British Empire, O.B.E.) – одной из самых высоких и почетных наград, которой удостаиваются граждане не являющиеся подданными Великобритании (хотя Джон Вильямс живет в Англии большую часть своей жизни, он остался австралийцем). Орден вручается за выдающиеся заслуги перед Британской империей, и хотя он не дает его обладателю права на титул лорда или сэра (рыцаря), ставящегося перед именем и фамилией, музыкант имеет отныне право именовать себя 'John Williams, O.B.E.' (правда, он этой возможностью до сих пор так ни разу и не воспользовался и нигде о своем титуле не упоминает).

С 1984 по 1990 год Вильямса неоднократно приглашают на крупные музыкальные фестивали. В 1984 году он является артистическим директором Летнего музыкального фестиваля Саут-Банк (South Bank Summer Music Festival) – этот фестиваль, основанный в 1968 году Даниелем Баренбоймом, стал крупным ежегодным событием в музыкальной жизни Британии. В начале 1987 года Вильямс – артистический директор Мельбурнского фестиваля искусств в Австралии (Melbourne Arts Festival). В том же году на Международном гитарном фестивале в Торонто он исполнил мировую премьеру Четвертого концерта Лео Брауэра, написанного композитором специально для него. В 1997 году этот концерт вошел в изданный Sony Classical альбом "The Black Decameron" (SK 63173) с сочинениями Лео Брауэра как "Торонтовский концерт" (Brouwer: Concerto de Toronto,1987, for John Williams).

В 1984 г. важным событием в творческой жизни Вильямса стало исполнение им премьеры Концерта для гитары и гобоя д'амур Vers l'arc-en-ciel Тору Такемицу, – с Симоном Раттли и Симфоническим оркестром Бирмингема (концерт был написан японским композитором  для этого оркестра). Позднее, в 1989 году (диск вышел в 1991-ом), Джон Вильямс записал его с London Sinfonietta. Два года спустя там же в Бирмингеме состоялся грандиозный концерт, на котором Д. Вильямс исполнял Аранхуэсский концерт Х. Родриго.

Джон Вильямс и Пако Пенья

Джон Вильямс и Пако Пенья

1986 год был ознаменован серией успешных гастролей, прошедших по Испании, США и Великобритании (в ходе последних он выступал вместе с Пако Пенья и группой Inti Illimani; состоялись также сольный концерт в Париже, и выступление на благотворительном концерте в Женеве. Во все последующие годы Вильямс продолжал активную концертную деятельность много выступая в Австралии (в том числе с Австралийским камерным оркестром), Великобритании и США, побывал также в Скандинавских странах, Греции,  Италии, Японии, Китае. В 1992 году он организовал ансамбль ATTACCA, с которым успешно выступал в Англии и Австралии. В 1993 году о жизни и творчестве Джона Вильямса был снят документальный фильм, демонстрировавшийся по телевидению. В начале 1994 года музыкант дал три сольных концерта в Уигмор-Холле в Лондоне, где начинал свою профессиональную карьеру исполнителя. В том же 1994 году Джон Вильямс отдал дань памяти и уваженияДжон Вильямс на обложках гитарных журналов. парагвайскому гитаристу и композитору Агустину Барриосу Манго-ре, посетив его родину, где принял участие в мемориальных концертах, приуроченных к 50-летию со дня смерти великого музыканта. В настоя-щее время активно работает над новыми музыкальными проектами. Продолжает работу по записи новых альбомов, плодотворно сотрудничая с Sony Classical (в 1990 году CBS Records влилась в Sony Corporation и получила новое имя).

К началу биографии

J.S. Bach: BWV 996 - Prelude - Suite for Lute No. 1 in Em 

MP3


В статье использованы материалы сайта
John Williams/The Guitarist –  plum.cream.org)


TopList