Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь

Джон Вильямс

 
 

Джон ВильямсВИЛЬЯМС (Уильямс) Джон (John Christopher Williams), – знаменитый британский гитарист. Родился 24 апреля 1941 года в Мельбурне (Австралия). Играть на гитаре начал в 4 года под руководством своего отца, Лена (Леонарда) Вильямса, – профес-сионального английского гитариста, эмигрировавшего в Австралию в конце 1930-х годов. В 1952 году семья вернулась в Лондон, где Лен основал гитарную школу, продолжающую успешно действовать и по сей день как Лондонский гитарный центр (The London Guitar Centre). Наблюдая за невероятными успехами сына в освоении тонкостей гитарного искусства, отец решил найти для него не просто хорошего, а наилучшего учителя. За несколько лет занятий с отцом Джон Вильямс получил хорошую профессиональную подготовку, но теперь ему требовалось большее. Сам Лен Вильямс еще в 30-е годы, до эмиграции в Австралию, слышал в Лондоне Сеговию и на всю жизнь пленился его игрой, поэтому Сеговия был для него именно тем человеком, которому он мечтал вверить дальнейшее обучение своего сына. Благодаря дружбе с Терри Ушером ему удалось во время приезда Андеса Сеговии в Лондон встретиться и познакомиться со знаменитым гитаристом, а заодно и убедить его послушать юного талантливого  музыканта.  11-летний Джон Вильямс произвел на маэстро очень сильное впечатление и Сеговия с удовольствием пригласил мальчика посещать его летнюю школу в Музыкальной академии Киджи в итальянском городе Сиена (Accademia Musicale Chigiana di Siena). С этого времени Джон Вильямс ежегодно занимался там вплоть до 1959 года. Оценивая позднее роль Андреса Сеговии в становлении его как гитариста-профессионала, Джон Вильямс утверждал: "Без Сеговии я не добился бы ничего". Вильямсу принадлежат и слова о том, что звук гитары Сеговии – "лучший гитарный звук ХХ века".

С 1956 по 1959 год помимо академии в Сиене Джон изучал также фортепьяно и теорию музыки в Королевском музыкальном колледже в Лондоне (Royal College of Music): заниматься гитарой как специальностью он не мог в силу того, что здесь, как и в большинстве музыкальных колледжей и консерваторий того времени, просто не существовало еще отдельного класса гитары. Когда же положение начало меняться, Джон Вильямс был уже дипломированным специалистом и Королевский музыкаль-ный колледж пригласил своего недавнего выпускника возглавить открывшийся гитарный факультет.  Вильямс проработал профессором класса гитары в Королевском колледже в Лондоне до 1973 года, а затем преподавал в Королевском северного колледже музыки в Манчестере (Royal Northern College of Music), при этом он состоял Почетным членом советов обоих колледжей.

Джон Вильямс (1966)

Джон Вильямс в 1966 году.

Профессиональный дебют Джона Вильямса состоялся на сцене знаменитого лондонского концертного зала Уигмор-Холл (Wigmore Hall) 6 ноября 1958 года, спустя всего лишь несколько месяцев после достижения им 18-летия и окончания учебы в музыкальном колледже. Концерт молодого музыканта вызвал целую бурю восторженных откликов. Андрес Сеговия в приветствии артисту по случаю его первого публичного выступления, назвал Джона Вильямса "принцем, явившимся в музыкальный мир" и пожелал ему, "чтобы этот успех, подобно тени, сопровождал его повсюду". "Бог осенил его своим благословением и вскоре это имя будет на устах не только Англии, но и всего мира", – сказал Сеговия.

Программа концерта незамедлительно нашла отражение в двух первых альбомах, записанных уже в декабре 1958 года. 

Guitar Recital – John Williams

Delyse ECB.3149 & 3150
Released 1959 / Recorded December 1958

Bach: Suite for Cello No. 3 in C major (Arr. Duarte)
I. Albeniz: La Torre Bermeja
Ponce: Three Mexican Folk Songs
Villa Lobos: Etude No. 1
Crespo: Nortena
Duarte: Variations on a Catalan Folk Song

Second album

Bach: Suite for Cello No. 1 in G (Arr. Duarte)
D. Scarlatti: Sonata in E minor (Trans. Segovia)
A. Scarlatti: Gavotte (Trans. Segovia)
Sor: Variations on a Theme of Mozart
Segovia: Oracion
Segovia: Estudio
Madriguera: Humorada
Tansman: Bacarolle
Granados: La Maja de Goya (Trans. Llobet)
Lauro: Valse Criollo

Столь же успешно прошли дебютные концерты гитариста в Париже (1959) и Мадриде (1961), а в 1961 году он с огромным успехом концертировал в Советском Союзе. По возвращении в Лондон Джон Вильямс вновь играл в Уигмор-Холле.

После записи двух успешных альбомов на Вильямса посыпались приглашения о сотрудничестве от крупнейших звукозаписывающих компаний. В 1961 году выходят 'Folk-Songs', совместно с тенором Вильфредом Брауном, (L'Oiseau-Lyre) и  'Spanish Guitar' (Westminster), а в 1962 Вильямс записывает на фирме EMI 'Двенадцать этюдов' Фернандо Сора. В 1963 году музыкант дебютировал в Японии и вслед за этим подписал контракт о записи нового альбома с компанией CBS Records (сейчас Sony Classical), который вышел в 1964 году под названием 'CBS Presents John Williams' (Си-Би-Эс представляет Джона Вильямса). 6 декабря того же года состоялся американский дебют Вильямса в Нью-Йорке.  С этого времени гитарист записывал на CBS Records по меньшей мере один новый альбом ежегодно (до середины 1970-х годов записи почти всех альбомов проводились в студии в Нью-Йорке).

В 1964 году Джон Вильямс женился, но этот брак оказался недолгим и в 1969 году распался. Дочь Кэти, родившаяся в 1965 году, впоследствии стала джазовой пианисткой.

В эти годы Джон Вильямс поддерживает очень тесные дружеские отношения с группой молодых исполнителей, среди которых скрипач Ицхак Перлман, пианисты Фу Цонг , Даниель Баренбойм, Владимир Ашкенази и виолончелистка Жаклин дю Пре.  С Жаклин дю Пре он в 60-е годы очень часто выступал в дуэте, а в 1963 году принимал участие в записи одного из ее альбомов. Кроме того в 60-70 годы Вильямс появлялся на сцене с тенором Вильфредом Брауном (и выпустил с ним два совместных альбома: Folk-Songs, 1961, переизданный на CD в 1998 году, и Songs for Voice and Guitar, 1969), с Лондонским струнным квартетом, Английским камерным оркестром, а также другими музыкантами (как гитаристами, так и исполнителями на других инструментах). С ростом популярности телевидения Джон Вильямс становится частым гостем различных телевизионных музыкальных и образовательных программ.

Продолжение

J.S. Bach: BWV 996 - Prelude - Suite for Lute No. 1 in Em 

MP3



TopList