ПАГАНИНИ Никколо (Niccolo Paganini), 1782-1840,
– великий итальянский
скрипач и композитор. Один из
основополож-ников музыкального романтизма,
заложил основы совре-менной скрипичной
техники. Первый из скрипачей, игравший в
концертах наизусть.
24 «каприса» (соло), 6
концертов для скрипки с оркестром и др. С
1954 года в Генуе проводится Международный
конкурс скрипачей им. Паганини.
Паганини замечательно
играл на гитаре. Он говорил: «Я – король скрипки, а гитара – моя королева».
Играя на этих двух
инструментах, казалось бы не имеющих
ничего общего, он многие гитарные приемы
перенес на скрипку, а скрипич-ные – на
гитару. Гитарные приемы сказались прежде
всего в технике пиццикато и двойных
флажолетов, в связной игре аккордами, а
также в характерной для Паганини
перестройке нижней струны Соль и
повышения строя скрипки.
Никколо Паганини написал
более 140 пьес для гитары, 25 дуэтов для
гитары и скрипки, 4 трио, 9 квартетов для
смычковых инструментов с гитарой. Гитара в
квартетах Паганини часто соревнуется со
скрипкой, исполняя ту же роль, что и
скрипка.
Из аннотации к диску фирмы "МЕЛОДИЯ"
"Леонид Коган и Александр Иванов-Крамской
исполняют произведения для скрипки и гитары"
(записи 1950-1951 гг.)
"Паганини написаны для гитары Большая соната для гитары соло, ансамбли для
струнных с гитарой и двенадцать небольших сонат для скрипки и гитары. Эти
сонаты спра-ведливо относят к лучшей части композиторского наследия
Паганини.
По свидетельствам современников, гениальный музыкант владел гитарой со столь
же беспредельной виртуозностью, что и скрипкой, но редко использовал сложные
технические приемы в своих композициях для этого инструмента. История
увлечения гитарой как и многое в биографии Паганини, покрыто романтическим
флером. Поскольку этот эпизод из его жизни известен лишь на основе
собственной записи великого итальянца, сообщенной им в конце жизни своему
биографу Фетису, а никаких иных документальных сведений не имеется, то мера
истинности автобиографи-ческой заметки остается на совести самого Паганини.
В юные годы, когда ему было 19 лет, он, получив впервые самостоятельность,
много работал и пожинал первые триумфы на поприще скрипача-виртуоза.
Заработанные ценой колоссального труда деньги он по ночам проигрывал в карты
и был на грани физического и морального исто-щения. Некая знатная дама из
Тосканы оказала гениальному юноше своего рода милосердие. Она тайно укрыла
его в своем имении и на время, по рекомендации врача, разлучила со скрипкой.
Благодаря свой покровительнице Паганини смог впоследствии удивлять
образованностью современников, ибо в его распоряжении была богатая
библиотека, которою он освоил практически всю. Его хозяйка превосходно
владела гитарой, и страстное увлече-ние Паганини своей покровительницей
перешло и на ее любимый инструмент, который он освоил в совершенстве.
Идиллия продолжалась три года. Очевидно, за это время и хозяйка имения, и
юный артист вполне пресытились рос-кошью "райской" жизни. В 1804 году
Паганини вернулся на стезю концертирующего "сверхскрипача". Но с гитарой он
никогда не расставался, музицируя на ней в избранном кругу друзей. Имя же
свой подруги-благодетельницы он, из глубокого почтения, сохранил в тайне.
Такова эта история в единственной "авторской" версии.
Созданные Паганини сонаты для скрипки и гитары принадлежат именно к этому
периоду его жизни. В них слышен тот же великий дар мелодиста, что столь
полно проявлен автором в таких его скрипичных шедеврах, как 24 каприс,
Cantabile, Кампанелла. Эти произведения относятся к лучшим образцам жанра
итальянской сонаты в прило-жении к ансамблю скрипки и гитары, наверное, двух
самых "романтических" инструментов."
Паганини
-гитарист
Ямпольский
И. М. Избранные исследования и статьи / Ред.
Ю. Келдыш. - М.: Сов. композитор, 1985г.
Соло
Паганини
Александр
Басманов // Журнал "Огонёк", 1982
(К
200-летию со дня рождения Никколо Паганини).