ВАВИЛОВ Владимир Федорович (1925-1973) – русский
советский гитарист-семиструнник и композитор, лютнист, ученик П.И.Исакова,
являлся солистом Ленконцерта.
Ро-дился 5 мая 1925 года в рабочей семье. Гитарой начал
заниматься в раннем возрасте в Ленинградском Дворце пионеров
у П.И. Исакова и у него же, поступив в
Музыкаль-ную школу им. Н.А. Римского-Корсакова, продолжил свое музыкальное образование. С 1952
г. изучал теорию музыки и композицию у известного композитора
И. Г. Адмони (1906-1979). В 1949 году образовал с
Львом Андроновым гитарный дуэт семи- и
шестиструнной гитар, который в 1957 году был удостоен
серебряной медали на международном
конкурсе, организованном в рамках
Всемирного фестиваля молодежи и студентов
в Москве.
В 1962 году занялся самостоятельной концертной
деятельностью. Выступал с сольными
концер-тами в Ленинграде, Москве и других
городах Советского Союза.
Выступал в концертах вместе с известным гита-ристом, заслуженным артистом РСФСР С. А. Сорокиным, много работал с выдающимися певцами К. И. Шульженко и Б. Т. Штоколовым.
Владимир Федорович ВАВИЛОВ
Фирмой “Мелодия” была выпущена грампластинка с записью русской музыки в исполнении В. Ф. Вавилова,
включая одно из его собственных сочинений,
которая впоследствии неоднократно
переиздавалась (А. Сихра, М. Высотский, В. Морков,
И. Ляхов, Д. Кашин, П. Исаков, В. Вавилов).
В 1970 году записал на Всесоюзной фирме
звукозаписи "Мелодия" пластинку "Лютневая музыка XVI-XVII веков"
(33 СМ 02059-60/Стерео) следующего содержания:
1.
Франческо да Милано (1497-1543) - Сюита для лютни:
Канцона и Танец.
2. Народная музыка XVI в. - Спандольетта.
3. Неизвестный автор XVI в. - Ave Maria.
4. Н. Нигрино - Ричеркар
5. В. Галилеи (1520-е - 1591) - Сюита для лютни: Павана и
Гальярда.
6. Г. Найзидлер (1508 - 1563) - Чакона.
7. Английская народная музыка XVI в. - Песня "Зеленые
рукава" и Гальярда.
8. Турдьон, старинный французский танец.
9. Ж.А. Байф - Пастурелла.
10. Д. Готье (1603 - 1672) - Гавот.
ЛЮТНЯ - Владимир Вавилов, ВАЛТОРНА (2) - Виталий
Буяновский, МЕЦЦО-СОПРАНО (3) - Надежда Вайнер, ОРГАН,
КЛАВЕСИН( 3,4,9) -Марк
Шахин, ГОБОЙ(7) - Владимир Курлин, ФЛЕЙТА (8,10) - Лев
Перепелкин.
Фирма “Мелодия” несколько раз переиздавала эту пластин-ку,
а в 1995 году Петербургской студией грамзаписи
была сделана ее перезапись на лазерный диск.
Издал "Школу игры на семиструнной гитаре"
(Л. : Музыка, 1971; Общ. ред. А. Ашкенази;
предисл. автора), впоследст-вии
неоднократно переиздававшуюся (выходила
также под названием "Начальный курс игры на семиструнной гитаре").
Владимир Федорович Вавилов скончался 11 марта 1973 года
после сложной операции. Похоронен на городском кладбище в Павловске, пригороде Санкт-Петербурга, рядом с родителями.
На могиле установлен памятник из черного мрамора с портретом гитариста.
В 2003-2004 годах известный израильский
публицист, культурный и общественный
деятель Зеэв Гейзель провел почти
детективное расследование (См.
подробности на формуме: Cool Folders ® – О песне "Город золотой"),
результатом которого стал по-своему
сенсационный (но весьма убедительный и
аргументированный) вывод о том, что "на
этом диске только одно произведение – а именно, "Зеленые рукава"
относится к эпохе Возрождения, а все
остальное – включая произведение, названное на диске "Канцона"
– написано самим Вавиловым. Авторство он выбирал, похоже, произвольно,
без всякой попытки связать с особенностью творчества реальных композиторов
– справедливо (как выснилось впоследствии) полагая, что мало кто это заметит...".
Таким образом, появились серьезные
основания полагать, что любимая многими
песня "Город золотой" (другое
название – "Рай"), ставшая особенно
широко известна на пространстве бывшего
СССР после выхода на экраны кинофильма "Асса",
где ее исполнил Борис Гребенщиков (слова
принадлежат Анри Волохонскому, а первым
исполнителем был Алексей Хвостенко), на
самом деле написана на музыку Владимира
Вавилова, а не Франческо да Милано (1497-1543)
как принято было считать ранее.
По мнению Зеэва Гейзеля, В.Ф.Вавилов – яркая и трагическая личность в истории русской музыки.
Во-первых, это один из самых интересных российских гитаристов-семиструнников пятидесятых-шестидесятых
годов 20-го столетия. Во-вторых, если композитор ухитряется за свою жизнь сочинить хотя бы одну музыкальную фразу, которую запомнит (и будет напевать) один миллион человек, он состоялся как композитор,
а Вавилов сочинил как минимум два таких произведения – "Канцону" и "Ричеркар"
(питерский гитарист и музыковед А.С.Бруштейн указал
автору исследования на еще одно произведение, ставшее классическим, и которое, может быть, принадлежит Вавилову). Среди профессионалов-лютнистов существует снисходительное отношение к "лютневому" творчеству
Владимира Вавилова, что объясняется тем,
что его произведения являются все-таки не лютневыми, а гитарными, и лютнисты видят в этом профанацию. В то же время, например, О. Тимофеев, не воспринимая "Канцону" всерьез (как лютнист) – до сих пор исполняет гитарные произведения Вавилова 50-х гг. (на гитаре).
• Сергей СЕВОСТЬЯНОВ. Страницы жизни Владимира
Федоровича Вавилова. – Нева, 2005, N9
• Зеэв
ГЕЙЗЕЛЬ. История одной песни.