Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь
 
 

Валерий Петренко

 
 


Валерий ПетренкоПЕТРЕНКО Валерий Яковлевич, род. 23 декабря 1939 г. в Днепропетровске, – выдающийся украинский классический гитарист, композитор. Заслуженный ар­тист Украинской ССР (1987). Народный артист Украины (1999). В 1965 году окончил Московское музыкальное учи­лище им. П.И. Чайковского в классе А.М. Иванова-Крамского, в 1973-м – Львов­скую консерваторию имени Н. В. Лы­сенко. Выступает на эстраде с 1966 года. С 1971 – солист Киевской филармонии. В 1971-1974 гг. вел класс гитары в Киевском музыкальном училище им. Р. М. Глиера. Гастро­лировал более чем в 30 странах мира. В настоящее время попеременно живет в Киеве и Ялте.

Аккомпанировал известным певцам: Юрию Гуляеву, Анатолию Соловьяненко, Николаю Кондратюку. В 1991 году вышла сольная грампластинка В. Петренко, на которой записаны "Чокана" Баха в переложении А. Сеговии, "Менуэт" Гайдна и виртуозные пьесы испанских композиторов. В 1997 году он представил свою программу "Театр гитары Валерия Петренко".

Валерий Петренко –  музыкант с огромным репертуаром, как классическим, так и фламенко. Он является первым испол-нителем в бывшем СССР концерта "Аранхуэс" Х. Родриго (в 1982 г. в Минске и Донецке).
 

(Источник: альманах "Ренессанс гитары - 2001")

 

 Валерий Петренко (Кишинев, 14 апреля 2002 г.)

 

(Источник: Ольга САВИЦКАЯ "Гитары Многоцветная Палитра" 

Mirror Weekly )

* * *

1973 год. Первый сольный концерт Валерия Петренко в Колонном зале Национальной филармонии. Цветы, море цветов, овации, зал аплодирует стоя, артиста не отпускают со сцены – так 25 лет назад он буквально ворвался в музыкальную жизнь Киева и сразу завоевал сердца поклонников искусства классической гитары. Вспоминает гитарист Владимир Манилов: «В те годы мы ориентирова-лись в основном на западных гитаристов, таких, как Сеговия, их уровень казался недосягаемым. И вдруг среди нас, в Украине, появился музыкант, поразивший всех своим талантом и виртуозностью. Мы увидели, что такое – возможно! Интересно, что после этого невиданно пополнились классы гитары в музыкальных школах».

 Валерий Петренко (Кишинев, 14 апреля 2002 г.)

Валерий Петренко работает в Киевской филармонии с 1969 года. До этого учился у выдающегося гитариста Иванова-Крамского в музыкальном училище при Московской консерватории*, потом во Львовской государственной консерватории. Объездил весь бывший Союз от Калинин-града до Сахалина, гастролировал в Греции, Югославии, Италии, Франции, Бельгии, Норвегии, Чили, Никарагуа, Португалии, Испании и других странах. Переиграл весь мировой гитарный репертуар. Аккомпанировал Огневому, Гуляеву, Соловьяненко, Кондратюку. Был первым исполни-телем многих произведений в СНГ, например «Концерта Аранхуэса» для гитары с оркестром испанского композитора Родриго. Записал пластинку на уровне мировых стандартов. Заслуженный артист Украины с 1987 года. Современные композиторы пишут специально для Валерия, так, Анатолий Шевченко посвятил ему свою «Карпатскую рапсодию». Сам сочиняет и делает много переложений для гитары. Создал свой театр – первый в мире Театр гитары. Отметим, что сегодня он первый в истории Украины гитарист, получивший звание народного артиста.

Валерий Петренко играет великую музыку. Тот, первый, концерт открывала Чакона Баха. Известно, что когда легендарный Сеговия в 1935 году впервые исполнил свою гитарную транскрипцию Чаконы, некоторые консервативно настроенные критики восприняли это не только как нарушение установившихся традиций, но и как оскорбление памяти великого музыканта. Сегодня Чакона входит в репертуар гитаристов всего мира, а сам Петренко вспоминает, что Олег Крыса после концерта сказал ему: «По-моему, Чакона звучит на гитаре лучше, чем на скрипке». (Кстати, по словам Паганини, гитара – второй по трудности инструмент после скрипки.) И еще – как-то раз специалисты организовали анонимное прослушивание Чаконы в исполнении самых известных гитаристов – исполнение Валерия Петренко было признано лучшим.

— Валерий, в вашей новой программе много произведений, написанных не для гитары: Вторая венгерская рапсодия Листа, «Лунная соната» Бетховена, ноктюрн «Разлука» Глинки.

— Да, мне хотелось сделать сюрприз. И раньше бывали сюрпризы, например однажды подготовил программу «Танцы»: старинные и современные, баллады, сарабанды, вальсы, танго, фокстроты, даже цыганочку. Была программа с целым отделением этюдов: виртуозных, как «Воспоми-нание об Альгамбре» Тарреги (пьеса широко известна, но не все знают, что это – этюд-тремоло), и простых, но очень мелодичных, в простоте которых есть особое очарование. Играл «Времена года» Чайковского, весь альбом, который раньше на гитаре не исполнялся. Сейчас я включил в программу большую часть переложений. Люблю музыку, которая выходит за рамки одного инструмента. Пабло Казальс считал, что если какое-то произведение интересует всех музыкантов, пусть они все его и играют. Мне хочется показать гитару в разных аспектах, красочность, богатство ее палитры, которая, по-моему, даже богаче, чем у фортепьяно. Иногда можно услышать мнение, что гитара – слабый инструмент. Какой инструмент, в каких руках и в каком зале!

Палитра праздника гитары искрится и сверкает, когда Петренко на сцене. Стройность классических гармоний и живая непредсказуемость импровизаций джазовых пьес (в дуэте с Владимиром Маниловым), стремительные латино-американские ритмы и зажигательная мелодика фламенко – каждый концерт предстает звучащей радугой, соединяющей времена и континенты. С недавнего времени в репертуар вошел триптих романсов «Дремлют плакучие ивы. Ночь светла. Ехали цыгане» памяти Орехова, исполняется совместно с дуэтом «Анфлей» (гитаристы Михаил Флейтман и Вячеслав Антонийчук). В 1998 году в Москве умер замечательный русский советский гитарист Сергей Орехов, семиструнник, «последний из могикан». В России семи-струнная гитара была одно время широко распространена, из выдающихся исполнителей прошлого века особенно известен Михаил Высотский, у которого Лермонтов брал уроки и посвятил ему стихотворение:

Что за звуки! Неподвижен внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.

А еще Валерий создал свой театр, своеобразное театрали-зованное действо, позволяющее увидеть аллеманду, жигу, гавот, бурре – целое ожерелье придворных танцев под бархатное пение гитары. Звучит Бах, юноши и девушки в старинных одеждах со свечами в руках исполняют величественную сарабанду...

— Как появился Театр гитары Валерия Петренко?

— Однажды мне показалось, что сольный концерт гитариста в том виде, в каком существует, себя в каком-то смысле исчерпал. Появилась мечта – сделать маленький гитарный спектакль, в котором под музыку Баха профес-сиональные артисты исполняют старинные танцы. Так родился Театр гитары, с 1997 года прошло уже три концерта. Я приглашаю солистов Национальной оперы и Киевской филармонии. Хочу вводить в мой театр элементы фламенко. Знаете, что сказал Пако де Лусия? «Фламенко – искусство, которое не поддается имитации». Действительно, некото-рые пробовали играть эту музыку на фортепиано – невозможно. Мечтаю пригласить испанского танцора, сделать с ним концерт на хорошей площадке.

— Валерий, вы пишете песни и исполняете их. Расскажите об этой стороне вашего творчества, менее известной широкой публике.

— Да, это у меня такое «профессиональное хобби». В детстве я был репертуарным сборником всех песен, которые пели в народе. А в 14 лет сам написал песню, спел ее на улице, подошли ребята и говорят: «Хорошая песня, дай переписать». Это – «Мадагаскар», которая стала очень популярной, ее считали народной и пели по всему Союзу. Вот недавно вышла книга, где написано: «Найден неизвестный автор песни «Мадагаскар» – и моя фамилия. Серьезная классическая музыка пришла позже. Я собирался быть актером, учился в театральной студии в Днепропетровске при Дворце студентов, пел, танцевал, мы даже хотели создать свой ТЮЗ, но потом взял гитару и так влюбился в нее, что занялся только гитарой. А с бардами был такой случай. В Киев приехал Дольский, нас познакомили, и после концерта мы вместе пошли в Клуб авторской песни. А у них существует традиция: все сидят за столом, каждый поет одну песню, только одну, и передает гитару соседу. Когда дошла очередь до меня, я исполнил свою песню, посвященную Высоцкому. И тогда председатель, нарушив обычай, предложил мне спеть еще, и все согласились.

— Что представляет собой искусство классической гитары в Украине сегодня?

— Начнем с того, что мировое искусство классической гитары за время своего существования – примерно 200 лет – переживало спады и подъемы, которые не связаны с политикой, экономикой. Идет волна, пик увлечения, потом гитару «забывают», потом снова вспыхивает массовый интерес. Первая половина XIX столетия – первый золотой век гитары, который сменился с 40—50-х годов резким спадом из-за выхода на сцену фортепьяно, затем вновь невиданный взлет, возрождение, вызванное творчеством Тарреги и Сеговии. Сейчас во всем мире наблюдается некоторый спад, связанный с появлением электрогитары – а это совершенно другой инструмент.

Следующий аспект – отношение нашего государства и публики к камерному искусству. Я считаю, что о высоком уровне культуры в стране можно говорить, если на высоте – именно камерное искусство. У нас до такого положения еще очень далеко – посмотрите, что сейчас проникает на сцену. Ну, а профессиональные гитаристы играют, композиторы пишут музыку. Еще во времена существования Союза Украина первая стала проводить ежегодные фестивали гитарной музыки, на которых были представлены все виды и жанры этого искусства. Такие фестивали состоялись в Донецке – на уровне филармонии, с симфоническим оркестром, в Симферополе, Днепропетровске, Полтаве, Харькове. Последний прошел в Киеве в 1997 году. И всегда украинцы были на высоте. Сейчас у нас есть целая плеяда молодых талантливых гитаристов, которых публика не знает, например, Александр Ренгач, лауреат 12 международ-ных конкурсов. Кстати, Украина славится не только музыкантами. Есть в Чернигове замечательный мастер Николай Ещенко, который делает гитары, раньше Москва продавала его инструменты в Европе. На его инструменте я играю.

Когда я спросила Валерия, как его принимают за рубежом, он, улыбаясь, сказал:

— Вопрос традиционный, а я всегда слышу в нем – зачем ты едешь в Испанию, если там и так все играют на гитарах. Но, если серьезно, Баха играть тяжело всем, даже его соотечественникам-немцам...

И в Испании, стране с вековыми традициями гитарного искусства, и во Франции, имеющей своих прославленных исполнителей, и в Италии, где люди рождаются тонкими ценителями настоящей музыки, – везде Валерия Петренко принимают восторженно, причем не раз ему предлагали остаться, пожить, поработать, переждать наши трудные времена.

— Почему не остались?

— Люблю свою Украину.

 


*) Валерий Петренко учился у А.М. Иванова-Крамского  заочно, хотя, как вспоминает сам музыкант, "Александр Михайлович считал, что учиться заочно – все равно, что обедать по телефону". Тем не менее на первой же сессии В. Петренко сыграл так, что Иванов-Крамской поклонился ему и сказал: "Из этого человека будет толк", и он не ошибся в своем студенте – Валерий Петренко действительно стал гитаристом мирового уровня.

 

 

Интервью Валерия Петренко
© Рабочая газета, № 34 (12611) за 03.03.2000г.

 

 
 

TopList