Борис ВОЛЬМАН. Гитара в России.
Ленинград, Музгиз, 1961.
Игнац Гельд родился в 1766 году в Тржебеховеце (Гоген-бруке). Он был старшим сыном местного врача и получил по тому времени хорошее общее и музыкальное образование. Начав музыкальную карьеру в качестве малолетнего певчего в одной из церквей в Праге и, далее, в Градце-Кралове, он, наряду с изучением гуманитарных наук (отец предполагал в нем будущего юриста), серьезно занялся музыкой. В результате усиленных упражнений он приобрел навыки игры на некоторых струнных и духовых
инстру-ментах. Ранняя смерть отца заставила 17-летнего юношу искать счастья на чужбине. В 1783 году Гельд отправился в Польшу, где благодаря воспитанности, хорошим манерам и музыкальным талантам был гостеприимно принят в домах аристократов.
Через некоторое время он поехал в Петербург, где вступил в ряды русской армии, действовавшей под командованием Потемкина против турок. Гельд принял участие в военных действиях, побывал в Крыму, участвовал в штурме Очакова и получил производство в офицеры. После смерти
благово-лившего ему Потемкина, последовавшей в 1791 году, Гельд возвратился в Польшу. Здесь он вступил в польскую армию, очень быстро получил чин майора, дворянский диплом и даже звание королевского камергера. Блестяще начатая карьера Гельда вскоре оборвалась. Он принял участие в польском восстании и, когда оно было подавлено, оказался в числе военнопленных. Более двух лет Гельд пробыл в русском плену. Будущее казалось ему бесперспективным. Неожиданный поворот в судьбе Гельда наступил в 1797 году, когда на престол вступил Павел I. Новый император, порвавший с традициями своей предшественницы,
Екате-рины II, проявил "монаршую милость" в отношении пленных поляков. Он освободил Костюшко и его
единомышлен-ников, среди которых был и Гельд. Получив свободу, Гельд, тем не менее, оказался в трудном положении. Какая-либо служебная карьера в России для него была исключена. В этот тяжелый в его жизни момент на помощь ему пришла музыка. Он стал преподавателем музыки и в 1798 году издал в Петербурге Три полонеза для фортепьяно и Школу-самоучитель для семиструнной гитары, называвшуюся "Methode facile pour apprendre a princer la guitar a sept cordes sans maitre". Это была первая изданная в России гитарная школа. По-видимому, скромное положение, занимаемое в Петербурге, не удовлетворяло Гельда, и в 1800 году он переехал в Москву
("Московские ведомости", 1800, №86). Как указывает его биограф-современник Г. Длабаш, "чары его прекрасного голоса-тенора, связанные с мастерской игрой на английской
(? - Б.В.) гитаре и на фортепьяно, сделали его настоящем Орфеем и снискали ему любовь, дав прибыльные уроки во многих представительных домах Москвы". В 1802 году Гельд выпустил второе издание Школы для семиструнной гитары, посвященное
импера-трице Елизавете Алексеевне, а в 1806 году
– третье, дополненное Собранием российских песен, содержащим 40 русских и украинских песен. Кроме этого, в московский период жизни Гельд издал большое количество
разно-образных музыкальных произведений. Среди них встречаем цикл романсов на тексты немецких поэтов, танцевальную музыку (полонезы, контрадансы, мазурки, экосезы, вальсы, кадрили), марши (в том числе Траурный марш на похороны графа Шереметьева), серенады и дивертисменты. Они издавались в фортепьянном
изложении, для семиструнной гитары соло или в ансамбле со скрипкой и даже для ансамбля духовых инструментов. Достаточно сказать, что в напечатанном московскими нототорговцами Рейнсдорпом и Керцелли каталоге продажных нот 1806 года значится Шесть полонезов для духового состава И. Гельда, помеченных опусом 28.
Творческая и педагогическая деятельность Гельда в Москве, принесшая ему известность и материальное благополучие, видимо, не удовлетворяла музыканта. Воспользовавшись покровительством вел. кн. Константина Павловича, Гельд переселился в г. Пернов (теперь Пярну), где занял должность инспектора порта. Вскоре он был переведен на такую же должность в Петербург (1808), где совмещал свои служебные обязанности с музыкальной деятельностью. В 1812 году он вновь переиздал свою, получившую уже признание, Школу для семиструнной гитары "с подробным истолкованием музыки вообще".
Гельд занимался пропагандой не только семиструнной, но и шестиструнной гитары. Им была издана Школа для шестиструнной гитары с текстом на русском и немецком языках под названием "Усовершенствованная гитарная школа для шести струн, или Руководство играть самоучкою на гитаре". Несмотря на догматичность изложения по параграфам, в Школе Гельда встречались весьма ценные мысли. С 1812 года Гельдом издавался также журнал для шестиструнной "испанской" гитары, именовавшийся "С.-Петербургский трубадур, или Собрание лучших арий, романсов, Рондо для пения с аккомпанированием
гита-рой" (Петербургские ведомости", 1812, №
38).
Особенно широко развернулась творческая деятельность Гельда после Отечественной войны 1812 года. В этот период, помимо переиздания разных дивертисментов для семиструнной гитары, выходят в свет новые, сочиненные им для гитары и для фортепьяно романсы, множество полонезов и, как дань времени, марши (Марш московской милиции, Марш, посвященный Багратиону, Казацкий марш или прощание Олиса и др.). Многие издания его
патриоти-ческих произведений поступали в продажу с
благотвори-тельной целью в помощь пострадавшим от войны (Русская баллада на освобождение Полоцка. Элегия на кончину Кутузова и др.). В качестве текстов романсов и хоров Гельдом часто использовались стихи поэта Андрея Никитина.
Имея частое общение с издателями своих произведений, Гельд пришел к мысли о целесообразности обзаведения типографией, где могли бы, минуя посредников, печататься не только его сочинения, но и произведения других композиторов. В 1814 году Гельд открыл в Петербурге "музыкальную типографию", начавшую печатать ноты и принимать заказы на печатание гравюр
(Петербургские ведомости", 1814, № 85). Однако нотно-издательской деятельности Гельда не суждено было развернуться. В 1816 году Гельд умер в Брест-Литовске.
Одним из последних его изданий были "Новейшие русские песни для семиструнной гитары, посвященные г-же Приклонской, урожденной Измайловой". Сборник содержал 50 русских песен, гармонизованных Гельдом (без вариаций). Каждой песне предшествовало несколько аккордов (кодансы) предназначавшихся для прелюдирования в той тональности, в которой была приведена песня.
О том, какое значение имела деятельность Гельда для русских гитаристов и, в частности, его Школа игры на Шестиструнной гитаре, свидетельствует следующее. Когда в 1819 году один из наиболее талантливых учеников Сихры С. Н. Аксенов, решил опубликовать найденные им новые приемы игры на гитаре, то в основу своего руководства он взял Школу для семиструнной гитары Гельда, а не какую-либо другую. Этого не случилось бы, если строй гитары и методика Гельда не совпадали бы с приемами, применявшимися Аксеновым и Сихрой. Из сказанного следует, что, очевидно, русская гитаристика начала XIX века формировалась под воздействием методических установок Гельда, которого и следует признать в большей степени, чем Сихру, основоположником игры на русской
семиструн-ной гитаре.