Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь

Игнац фон Гельд

 

ГЕЛЬД Игнац (Игнатий) фон (1766 или 1764, Тржебеховиц, Чехия – 1816, Брест-Литовск), – российский гитарист, композитор и педагог. По происхождению чех. Владел как шести-, так и семиструнной гитарой. Творческая деятель-ность проходила в основном в Москве и С.-Петербурге. Автор одного из самых первых учебных пособий, изданных в России в конце XVIII или в начале XIX века: "Усовершенст-вованная гитарная школа для шести струн или руководство играть самоучкою на гитаре", а также журнала о шести-струнной гитаре "Санкт-Петербургский трубадур"  (1812).

Школа И. фон Гельда, 1802 г.

"Школа для семиструнной гитары,
соединенная с подробным истолкованием музыки вообще, поднесенная
Ея Императорскому Величеству Государыне Императрице
Елисавете Алексеевне
Игнатием фон Гельдом",
Санкт-Петербург, 1802 год.

Текст первой "гитарной школы" состоял из трех глав:

– «Как держать гитару»,
– «О настраивании»,
– «О наименовании струн и ладов».

Поскольку вскоре после издания выяснилось, что шести-струнная гитара почти перестала пользоваться в России популярностью и все хотели обучаться на семиструнной гитаре, И. фон Гельд выпустил вслед "гитарную школу" для семиструнной гитары:

«г. фон Гельд, любитель музыки, издал недавно им сочиненную и на российский язык переведенную школу для семиструнной гитары, по которой начинающие легко могут учиться и без помощи учителя понять начальные основания игры на сем инструменте и потом сами собою усовершенствовать себя в оной, тем более, что сие сочинение наполнено новейшими произведениями музыки, о которой и пространное толкование вообще тут же помещено. Произведение сие ревностных трудов его имел он счастие поднесть ее императорскому величеству государыне императрице Елисавете Алексеевне...».

Затем последовало и "новое и совершенно переработанное издание „гитарной школы" для гитар обоего рода, как для гишпанской (6-струнной), так и для польской (7-струнной)" на двух языках – русском и французском. Это сочинение, заключавшее в себе две школы и краткое наставление для пения, состояло из следущих глав:

(1) подробное истолкование музыки вообще;
(2) ясное и подробное наставление к изучению гитарной игры самим собою на гитарах обоего рода;
(3) гарпежие и прелюдии во всех тонах;
(4) многие приятные российские и французские арии в новей-шем вкусе переделанные и украшенные всеми приятностями итальянского пения;
(5) несколько новых польских в патетическом или меланхоли-ческом вкусе и многие другие хорошие пьесы.

В 1819 году "школу" Гельда в ее прежнем виде сменила "Школа для семиструнной гитары Игнатия фон Гельда, рассмотренная, исправленная и дополненная С. Аксеновым с присовокуплением изъяснения способа игры во всех тонах октавными флажиолетами, изобретенного г. Аксеновым".

Кроме школ для гитары И. фон Гельд занимался изданием и фортепьянных пьес. 
 

[ Б. Вольман об Игнаце Гельде]
Из книги "Гитара в России", Л., 1961.

 


TopList