[ 3 ]
На следующих фотографиях Сеговия демонстрирует прием барре (одновременное прижатие левой рукой всех струн) и полубарре (прижатие нескольких струн) - важнейших приемов гитарной игры. Для барре Сеговия использует только первый (указательный) палец левой руки.
Барре - одновременное прижатие струн
"Изучая руку Сеговии, производящую барре, - пишет Бобри, - не заблуждайтесь по поводу того, что первый палец нажимает прямо на лад. Пальцы маэстро хорошо развиты и мясисты, и поэтому кажется, что первый палец нажимает на лад. На самом же деле давление производится за ладом. Фотография очень полезна, так как показывает, как близко к ладу следует нажимать на струны".
Природа наградила Сеговию мягкими подушечками пальцев и широкими ногтями. Это способствует извлечению острого, металлического звука и всего разнообразия красок, которые он извлекает из инструмента.
Большое внимание гитарист уделяет ногтям, придавая им форму естественного контура, для шлифовки он использует шлифовальную бумагу. Ногти левой руки он подпиливает таким образом, чтобы они не касались струн.
"Когда Сеговия, - пишет Бобри, - использует прием tiranto, его пальцы согнуты несколько более обычного положения. Кончик пальца описывает небольшую дугу в направлении ладони".
Приглушенные звуки (pizzicato) Сеговия извлекает подушечками большого или первого пальцев. При этом ладонь опирается на подставку, прикрывая часть струн. Иногда Сеговия использует подушечку большого пальца для быстрого приглушения басовых струн. Для обозначения приема pizzicato Сеговия предлагает композиторам использовать испанское слово apagado (приглушенный).
Натуральные флажолеты или колокольчиковые звуки гитарист извлекает легким и быстрым касанием струны левой рукой (не прижимая струну к грифу) и одновременным ударом правой в точке, расположенной несколько ближе к ладу, чем обычно.
Мы привели лишь некоторые приемы, описанные Владимиром Бобри. Думается, что этот материал будет полезен молодым гитаристам.