БОБРИ (наст. фамилия —
БОБРИЦКИЙ) [Vladimir 'Bobri' Bobritsky] Владимир Васильевич
(1898-1986) – один
из ведущих деятелей в области гитары ХХ
столетия. Родился в Харькове (Украина) 13
мая 1898 года,
где учился в Императорском художественном
училище. Его увлечением тогда было
создание театральных декораций и
иконопись. Около 1915 г. бросил учебу и стал декоратором в театре Синельникова, где под руководством режиссера Б. Глаголина оформил
несколько спектаклей. Уже в это время
Бобри[цкий] был достаточно известным
живописцем, графиком и театральным художником,
являлся активным деятелем харьковского литературно-художественного авангарда
и одним из лидеров “Союза Семи” ('Семерки') —
группы харьковских художников-авангардистов (кубофуту-ристов),
куда помимо него самого входило еще
шесть художников — В. Дьяков, Н. Л. Калмыков, Б. В. Косарев, Н. М. Мищенко, Г. А. Цапок и Б. Цибис.
В мае 1918 года — вместе с Косаревым, Цапком, Цибисом и др. —
участвовал в 1-й выставке картин “Союза искусств” в Харьковском художественном училище. Примерно в это же время участвовал в издании
коллективного сборника-альбома “Семь плюс Три”.
Среди его друзей того времени были поэты В. Хлебников, Н. Асеев, художники Д. Гордеев,
“примыкавшие” к “Союзу Семи” Мане-Кац и В. Ермилов,
а также коллеги по “Союзу Семи” скульпторы Г. Цапок, Б. Цибис
и художник Б. Косарев.
Осенью 1918 года Бобри сотрудничал с журналом “Театральный Журнал” (из
номера в номер анонсировался в списке постоянных сотрудников, помещал в журнале свои работы). В начале 1919 г. входил в Правление (был “товарищем председателя”) “Профессионального Союза Деятелей Левого искусства в Харькове”. В том же году
тесно сотрудничал с журналом “Пути творчества”, принимал участие в оформлении выходящих номеров.
В 1919 г. женился на Лидии Павловне Третьяковой
(позже, уже в Америке, этот брак распался и
В. Бобри женился вторично; его женой стала
Маргарет Гарсия - Margaret Garcia) и вскоре эмигрировал, навсегда покинув
Россию, — скорее всего, это произошло в
период с 25 июня по 12 декабря 1919 г., когда Харьков занимали части Добровольческой армии. Первое время жил в Стамбуле,
а затем (в 1921, а по другим источникам в январе
1923 года) переехал в США и поселился в Нью-Йорке, где получил
известность как мастер иконной живописи,
художественной рекламы и иллюстратор.
Первоначально, в 20-е годы,
![](photo/b/bobri_golf.jpg) |
"Санта-Клаус" Владимира
Бобри на обложке журнала "GOLF" (декабрь, 1938
г.).
|
занимался сценографией, пытаясь применить русский театральный стиль на американской сцене,
но посчитал, что для Америки принять этот стиль ещё рано, и в дальнейшем сосредоточился на прикладной графике. Рисовал для журналов “Уэнити Фэр” и “Вог”; исполнял обложки и книжные украшения для различных америанских издательств; разрабатывал рекламу для фирм “Сакс”, “Стэйнвей”, “Альтман” и др.,
и по некоторым утверждениям, оказал заметное влияние на "все объяви-тельское искусство Нового Света"
(Д. Бурлюк).
Участвовал в Международной выставке (1923) и выставке Современного русского искусства (1932) в Филадельфии, в выставках Арт Директорс Клаб в Нью-Йорке
(The New York Art Director's club). Рекламные рисунки и станковая графика репродуцировались в журналах "Гебраухсграфик" (1932-1933), "Студио2 (1939), "Америкэн Артист”
(1942-46), "Арт Ньюс" (1944-45), "Грэфис" (1952) и др.
В. Бобри всегда любил гитару и стал одним из
основателей Общества классической гитары
Америки (с 1945 года был ее президентом). В 1936
году он основал и возглавил Нью-Йоркское
общество классической гитары (New York Society of the Classic Guitar),
а художественным директором и одним из
активнейших членов общества стал Андрес
Сеговия. Владимир Бобри выступил также
инициатором издания журнала "Гитар Ревью" (США),
первый номер которого вышел в 1946 году, был
его редактором (оставил этот пост в 1985 году)
и главным
художником.
Владимир Бобри – автор многих публикаций
о гитаре, сочинил несколько интересных
произведений для этого инструмента. Его
продуктивная деятельность на поприще
гитарного искусства была высоко оценена
также за рубежом - в Испании и других
странах.
![А. Сеговия и Владимир Бобри](photo/b/segovia_bobri.jpg)
Андрес Сеговия и Владимир Бобри
Владимир Бобри был автором дизайна
обложек музыкальных альбомов Андреса
Сеговии, с которым был очень дружен.
Огромную популярность снискала его
уникальная книга "Техника Сеговии" (The
Segovia technique),
впервые опубликованная в 1972 году и
выдержавшая несколько переизданий. Особую
ценность этой книге придает личное
участии в ней Сеговии, который не только
позировал, демонстрируя посадку,
постановку рук, некоторые приемы
звукоизвлечения, но и вносил замечания в
текст, уточнял формулировки.
Осенью 1986 года в доме Владимира Бобри и
Маргарет в Розендейле, Нью-Йорк, в котором
он прожил почти пятьдесят лет, вспыхнул
пожар. Владимир Бобри трагически погиб, пытаясь
спасти хоть что-то из своей уникальной
коллекции рисунков, картин, писем,
музыкальных записей, коллекции гитар...
Владимир Бобри о некоторых технических приемах
Андреса Сеговии (Краткое изложение по книге М. Вайсборда "Андрес Сеговия", М.,
Музыка, 1981) ![](../main/forward.gif)
См. также статью Дениса Кольваха "Техника
Андреса Сеговии", при подготовке
которой использованы материалы книги В.
Бобри ![](../main/forward.gif)
ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
В. Яськов "Хлебников. Косарев. Харьков"
// Ж-л "Волга", №11, 1999;
Д. Северюхин, О. Лейкинд. Художники русской эмиграции (1917-1941), Биографический словарь. — СПб.: Изд-во Чернышёва,
1994;
Журнал "Гитарист", №1, 1993.