БЕРЛИОЗ Гектор (Hector Berlioz) (1803-1869) – крупнейший
французский композитор 1-й половины XIX века, дирижер, музыкальный критик и
писатель. Член Института Франции1 (1856). Один из передовых
художников-романтиков, созда-тель романтической программной симфонии. Новатор
в области музыкальной формы, гармонии, инструментовки. Стремился к
театрализации симфонического жанра, к мону-ментальности
вокально-инструментального стиля, к гротес-ковому заострению образов. Сочинения: "Фантастическая симфония" (1830), симфония "Гарольд в
Италии" (1834), "Реквием" (1837), опера "Бенвенуто
Челлини" (1838), "Ромео и Джульетта" (драматическая симфония для
симфоничес-кого оркестра, солистов-певцов и хора, сл. Э. Дешана по Шекспиру
ор. 17, 1838-39), "Траурно-триумфальная симфо-ния" (1840),
"Осуждение Фауста" (драматическая легенда, в 4 ч. для солистов, хора и
оркестра, ор. 25, 1845-46, исп. 1846, Париж), опера-дилогия
"Троянцы" (1859) и др. Наряду с Р. Вагнером является создателем новой школы
дирижиро-вания. Автор трактатов: "Большой трактат о современной инструментовке и
оркестровке" (Париж, 1844), "Дирижер оркестра" (1856, русский перевод
– М.,
1912). "Музыкальное путешествие в Германию и Италию" (Париж, 1844),
"Мемуары" (т. 1-2, 1860, русские переводы: А. В. Оссовского, СПБ, 1896; О.
К. Слезкиной, М., 1962).
Родился 11 декабря 1803 года в городке Кот-Сен-Андре в департаменте Изер
близ Гренобля в семье врача Луи-Жозефа Берлиоза. В 1817 году стал заниматься
музыкой, сначала на скрипке и флажолете (флейте), а в 1818 году начал
обучаться игре на гитаре (увлекался также игрой на барабане). По настоянию
отца, мечтавшего видеть своего сына медиком, в 1821 году, сдав в Гренобле
экзамены на звание бакалавра, переехал в Париж, где поступил в Медицинскую
школу, в которой проучился до 1824 года. Решив посвятить себя
композиторскому творчеству, Гектор Берлиоз еще будучи студентом-медиком
начал частным образом заниматься изучением теорий композиции сначала с
Жероно, а затем с Жаном Франсуа Лесюэром (1760-1837) – французским
композитором, профессором консерватории, автором нескольких опер и хоровых
произведений. Оставив вопреки воле родителей, призывавших своего сына
"бро-сить погоню за химерой и вернуться на прямую стезю к почтенной
карьере", занятия медициной ради
музыки, Берлиоз в 1826 году по совету Лесюэра поступил в
Королев-скую школу музыки (Парижскую консерваторию), которую окончил в 1830
году (учился у Ж.Ф. Лесюэра и А. Рейхи). В конце 1820-х гг. увлекся
творчеством Л. Бетховена, а также У. Шекспира и И.В. Гёте, творения
которых, особенно Шекспира, стали основой многих его произведений. Другими
источниками влияний были творения британских писателей-романтиков Т. Мура,
В. Скотта и Дж. Г. Байрона.
Портрет Г. Берлиоза,
худ. Эмиль Синьоль, 1831 (Рим, Италия)
В 1830 году, после трех неудачных попыток (1827, 1828, 1829), Берлиоз
наконец получил Большую Римскую премию – почетную национальную
государственную награду, при-суждаемую Академией искусств музыкантам-студентам, оканчивающим курс композиции Парижской консерватории и
выпускникам других художественных учебных заведений, –со льготами и
стипендией, дающими право на трехлетнее художественное совершенствование в
Риме (на соискание премии Берлиоз представил кантату "Сарданапал", по
Байрону). Правда, молодой композитор лишь частично использовал возможность, предоставленную
ему как лауре-ату Римской премии, и после 15 месяцев проведенных в Италии в
1831-32 годах, возвратился в Париж (1832), где занялся композиторской,
дирижерской и критической дея-тельностью.
После премьеры в 1830 году
"Фантастической симфонии", в которой личная драма композитора (его пылкая,
романти-ческая любовь к английской актрисе Гарриет Смитсон, ставшей
впоследствии его женой, долго оставалась безответной) сплетается с
характерной для той эпохи темой "утраченных иллюзий", его творчество
оказалось в центре общественного внимания. Новаторские опыты Берлиоза
(особенно в области оркестровки) многими расценивались как преднамеренные
выпады против академических правил и общепринятых художественных вкусов и
были враждебно встречены значительной частью академических музыкаль-ных
кругов. Вместе с тем, Берлиоз приобрел в этот период и немало сторонников и друзей
среди музыкантов. Его горячо поддерживали Р. Шуман (посвятил "Фантастической
симфо-нии" специальную статью), Н. Паганини, Ф. Лист. С 1842 года
Гектор Берлиоз
начал гастролировать за границей (в Германии, Австрии, Чехии, Венгрии,
России, Англии), став первым в истории исполнительского искусства
гастролирую-щим дирижером, исполнявшим наряду со своими произведе-ниями и
современных авторов. В 1847 и 1867-1868 гг. он с триумфом выступал (как дирижер и композитор) в Петер-бурге
и Москве. В России Берлиоз нашел понимание и поддержку у
видных русских музыкальных деятелей – М. И. Глинки, В. Ф. Одоевского, В. В.
Стасова, М. А. Балакирева, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргского, Н. Г. Рубинштейна.
На протяжении почти всей своей жизни Гектор Берлиоз вел также обширную деятельность как музыкальный критик и писатель, которую начал
еще в 1823 году, дебютировав в парижской прессе (журнал "Le Corsaire") с
полемической статьей в защиту принципов классической драматургии К. В. Глюка
и его школы. С 1835 по 1864 год он постоянно рабо-тал в качестве музыкального
критика в "Journal des debats politiques et litteraires"" (Журналь де деба),
а также тесно сотрудничал с "Gazette musicale de Paris" (Газет мюзикаль). Наиболее значительные
музыкально-критические работы Берлиоза посвящены Л. Бетховену, К.В. Глюку, В.А.
Моцар-ту, Г. Спонтини. Среди современных композиторов он высо-ко ценил K.M.
Вебера, Ф. Листа, Н. Паганини. В последние годы жизни завязались дружеские
отношения Берлиоза с К. Сен-Сансом; он поддерживал дебюты Ш. Гуно, Ж. Бизе.
Гектор Берлиоз был первым в зарубежной критике, кто оценил значение М.И. Глинки. Русские
музыканты рассмат-ривали деятельность Г. Берлиоза (композитора, дирижёра,
критика) как выдающееся явление современности. В.В. Стасов называл его
"отцом и создателем новейшей про-граммной музыки целого мира".
Ряд литературных работ Берлиоза разного времени был посвящен
музыкально-эстетическим вопросам (статьи "О музыке классической и о музыке
романтической", "О подражании в музыке", очерк "Музыка" и др.).
Изображение Г. Берлиоза с гитарой на фоне виллы Медичи в Риме (резиденции
Французской академии в Италии, где проживали обладатели Римской премии)
на
10-франковой французской банкноте (вып. 1972-1978 гг.)
Г. Берлиоз мастерски владел гитарой и был страстным ее поклонником, считая
этот инструмент очень мелодичным. Часто импровизировал на гитаре в кругу
своих друзей и поклонников; не играя на фортепьяно, Берлиоз в процессе
композиции часто проигрывал партии своих сочинений на гитаре. Написал ряд
вариаций для гитары-соло, аранжиро-вал различные песни в сопровождении гитары,
ввел в свою оперу "Бенвенуто Челлини" (ор. 23, 1834-37, пост 1838 т-р
"Королевская академия музыки и танца", Париж) соло на гитаре. В 1820-30
годы Берлиозу, испытывавшему немалые материальные трудности, в течение нескольких лет
прихо-дилось зарабатывать на жизнь, давая уроки игры на гитаре. О том, насколько
серьезно Берлиоз относился к гитаре говорит и тот факт, что в своем знаменитом
трактате по инструментовке он посвятил ей несколько страниц и называет гитару
инструментом, который подходит также и для сложных полифонических сочинений.
Композитор всегда очень высоко отзывался о музыкальных возмож-ностях гитары
из-за чего, возможно, ему нередко приписы-вают фразу "гитара – это оркестр в
кармане", в действи-тельности принадлежащую Бетховену и лишь
повторенную вслед за ним Берлиозом, безусловно разделявшим такую оценку.
Гитара, на которой играли Н. Паганини и Г. Берлиоз
Одной из гитар, принадлежавших Гектору Берлиозу, был инструмент работы
французского мастера Гробера (1794-1869). Эту гитару, очень понравившуюся Н.
Паганини, ее владелец, французский инструментальный мастер Жан Батист Вильом
(1798-1875), передал в распоряжение и пользование великому скрипачу во время
его пребывания в Париже. Когда же перед отъездом из Франции Паганини вернул
ее Ж.Б. Вильому (оставив на ней с разрешения хозяина свой автограф), тот
подарил ее Гектору Берлиозу, хорошо зная о его большой любви к гитаре и
преклонении перед искусством Никколо Паганини, в свою очередь также высоко ценившим и активно поддерживавшим Берлиоза.
В последствии композитор передал этот инструмент (добавив к автографу
Паганини и свой) в музей Парижской консерва-тории, где тот сейчас и
находится.
Портрет Г. Берлиоза,
худ. Жан Гюстав Курбе, 1850
Жизнь Берлиоза была полна испытаний и трагических утрат. Несмотря на то, что
его брак с Гарриет Смитсон трудно было назвать безоблачным и счастливым,
Берлиоз тяжело переживал ее болезнь и последовавшую в 1854 году смерть.
Потом были годы сложных отношений со второй женой, а затем и ее кончина в 1861 году
от сердечного приступа. Еще более подкосила его силы невосполнимая
потеря единст-венного сына, 33-летнего Луи – в 1867 году молодой
моряк-капитан умер вдали от родины от желтой лихорадки. В последние годы
композитора к тяжелым обстоятельствам личной жизни прибавилось и
чувство духовного отчуждения от новых тенденций французской и европейской
музыки. Последним созданным Берлиозом произведением стала опера "Беатриче и Бенедикт" по комедии "Много
шума из ничего" Шекспира (1862).
Умер великий французский композитор в Париже 8 марта 1869 года.
1
Институт Франции – основное официальное научное учреждение
Франции, созданное в 1795 (до 1806 Национальный институт наук и искусств),
объединяет 5 академий: Французскую академию, Академию надписей и изящной
словесности (1663; исследования по древним и восточным языкам, средневековым
наречиям, истории), Академию естественных наук, Академию искусств (1803),
Академию моральных и политических наук (1832).
ЛИТЕРАТУРА:
B. H. Александрова [Гектор Берлиоз],
Музыкальная энциклопедия, Т. 1, с. 429-436.
Bone Philip J. The
guitar and mandolin:
biographies of celebrated players and composers for
these instruments.
London: Schott & Co., 1914, p. 36-40, 234.
Biographie
universelle des musiciens et bibliographie generale de la musique. Paris,
1868, T. 1, p. 362-365.
Теодор-Валенси. Берлиоз. М., Молодая Гвардия, 1969
(Серия "Жизнь замечательных людей")
Л. О. Акопян [Гектор Берлиоз],
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия - 2000