Робер де ВИЗЕ (ок. 1658-1725) – крупный
композитор, ученик, возможно, самого
Корбетты, лютнист и гитарист, владевший
также виолой и теорбой. Робер де Визе
преподавал игру на этих инструментах;
затем был призван ко двору. Около 1680 года
он вступил в Королевское музыкальное
общество, где в основном и протекала его
деятельность. В период регентства его
положение придворного гитариста было
признано официально. В 1719 году де Визе
получил место «королевского учителя игры
на гитаре», сменив в этой должности Луи
Журдана де ла Салля. Этот пост
впоследствии унаследовал его сын Франсуа,
который вышел в отставку в 1745 году, уже в то
время, когда широкий интерес к гитаре упал
и она пользовалась при дворе не более чем
уважением.
Робер де Визе оставил два сборника
пьес для гитары, посвященные Людовику ХIV;
пьесы для лютни и теорбы, выпущенные в 1716
году; рукописные сочинения для этих трех
инструментов. «Сборник пьес для гитары,
посвященный королю» (Париж, 1682) состоит из
пьес, которые, по словам автора, «представляют
собой плод многолетней работы». Они
сгруппированы в виде шести сюит, каждая из
которых включает от шести до тринадцати
пьес и открывается прелюдией. Высочайшее
мастерство, с каким написаны эти
произведения, позволяет считать их
шедеврами мировой литературы для гитары. «Сборник
пьес для гитары» (Париж, 1686) содержит танцы,
«более легкие для музыкального исполнения,
чем в первом сборнике». Они объединены в
три сюиты, которые композиционно
повторяют сюиты первого сборника и не
уступают им по своему совершенству. Автор,
без сомнения, обращается в данном случае к
музыкантам-любителям, для которых первый
сборник оказался малодоступным из-за
технических трудностей. Блестящим
совершенством формы, красотой музыкальных
тем, часто заимствованных из опер Люлли,
творчество Робера де Визе соответствует
тому духу пышности и величия, который так
почитали в Версале.
Э. Шарнассе "Шестиструнная
гитара"