ВИЛА-ЛОБОС Эйтор (Heitor Villa-Lobos), 5 марта
1887 – 17 ноября 1959, Рио-де-Жанейро, – выдающийся бразильский композитор, знаток музыкального
фольклора, дирижер, педагог. Брал уроки у Ф. Браги. В
1905-1912 годах путешест-вовал по стране, изучал народный быт, музыкальный фольклор (записал свыше 1000
народных мелодий). С 1915 года выступал с авторскими концертами. В 1923-30
гг. жил преимущественно в Париже, общался с французскими композиторами. В 30-х годах провел большую работу по организации
в Бразилии единой системы музыкального образования, основал ряд музыкальных школ и хоровых коллективов.
Э. Вила-Лобос является автором специаль-ных учебных пособий ("Практическое руководство",
"Хоро-вое пение", "Сольфеджио" и др.), теоретического труда "Музыкальное воспитание".
Он также выступал как дирижёр, пропагандировал на родине и в других странах бразильскую музыку. Музыкальное
образование получил в Париже, где познакомился с А. Сеговией и которому в дальнейшем посвятил все свои сочинения для гитары. Сочинения
Вила-Лобоса для гитары обладают ярко выраженным нацио-нальным характером, современные ритмы и гармонии в них тесно сплетаются с самобытными песнями и танцами
бра-зильских индейцев и негров. Глава национальной компози-торской школы. Инициатор создания Бразильской академии музыки (1945, ее президент). Разработал
систему музы-кального воспитания детей. Написал 9
опер, 15 балетов, 20 симфоний, 18 симфонических
поэм, 9 концертов, 17 струнных квартетов; 14 "Шорос" (1920-29), "Бразильские
бахианы" (1944) для инструментальных ансамблей,
неис-числимое множество хоров, песен, музыки
для детей, обработок фольклорных образцов и др.
– всего свыше тысячи самых разнообразных
сочинений.
Творчество Вила-Лобоса
– одна из вершин латино-американской музыки. В 1986 г. в Рио-де-Жанейро открыт музей Вила-Лобоса.
* * *
Первоначальное знакомство с музыкой проходило под руководством отца
– широко образованного человека.
Он обучил сына игре на виолончели и кларнете. Некоторое время Эйтор посещал музыкальные классы в колледже св. Петра в Рио-де-Жанейро, позднее
– курсы
в Национальном музыкальном институте. Однако систематического образования Вила-Лобос так и не получил
– родные не имели достаточно средств, и юноша
должен был думать о заработке.
Будущее композитора
определила его врожденная музыкальность. С юношеских лет Вила-Лобос играл в шоро
– небольших уличных ансамблях, общался
с народными музыкантами. С целью сбора и изучения музыкального фольклора, народных обрядов, сказок, легенд Вила-Лобос принял участие в фольклорной
экспедиции 1904-1905 годов; следующие поездки по стране состоялись в 1910-1912 годы. Под влиянием бразильской народной музыки
Вила-Лобос создает свой первый крупный цикл для камерного оркестра «Песни сертана» (1909). Знаменательным для музыканта стало знакомство с композитором Д. Мийо и
пианистом Артуром Рубинштейном.
В 1923 году Вила-Лобос получает правительственную стипендию, что дает ему возможность жить несколько
лет в Париже. Там он встречается со многими выдающимися музыкантами, в том числе с М. Равелем, М. Де Фальей, В. д'Энди, С. Прокофьевым. К этому
времени Вила-Лобос вполне сформировался как художник, его произведения широко известны не только в Бразилии, но и в Европе. Вдали от родины, особенно
остро ощущая свою связь с бразильским искусством, среди других сочинений он завершает огромный цикл «Шоро»—своеобразное творческое преломление бразильского
фольклора.
В
1931 году Вила-Лобос возвращается в Бразилию и сразу же активно включается в музыкальную жизнь страны. Он побывал с концертами в шестидесяти шести
городах почти всех ее провинций. По поручению правительства, занимаясь организацией единой системы
музы-кального образования в стране. Эйтор Вила-Лобос создает Национальную консерваторию, десятки музыкальных школ и хоровых коллективов, вводит музыку в школьные программы, считая, что хоровое пение
– основа музыкального образования. В те же годы появляется его учебное пособие «Практическое руководство для изучения фольклора»
– антология небольших
хоровых песен на два-три голоса a cappella или в сопровождении фортепиано, которое считается подлинной энциклопедией музыкально-поэтического фольклора
Бразилии. По инициативе Вила-Лобоса в 1945 году в Рио-де-Жанейро была открыта Бразильская академия музыки, президентом которой он оставался до
конца жизни.
Композитор вел также широкую концертную деятельность, пропагандируя бразильскую музыку,–
выступал
как дирижер на родине, в странах Южной и Северной Америки, в Европе. Признание пришло к нему при жизни. В 1943 году Вила-Лобосу присваивают звание почетного
доктора Нью-йоркского университета, в 1944
году избирают членом-корреспондентом Аргентинской академии изящных искусств. В 1958 году он получает «Гран-при»
за пластинку с сюитами «Открытие Бразилии».
Диапазон творчества Вила-Лобоса очень
широк – от монументальных симфонических полотен до небольших вокальных
и инструментальных миниатюр. Его произведения (их более тысячи) носят ярко выраженный национальный характер. Вила-Лобос горячо верил в преобразующие
возможности музыки; именно потому так много сил им было отдано и своему музыкальному образованию, и музыкально-общественной деятельности, и популяризации
достижений мировой музыкальной культуры. Лучшее его творение
– цикл «Бразильские бахианы». Нигде до того не достиг композитор столь органичного сочетания
национальных истоков и классических форм, подобных высот вдохновения.
С гитарой, на которой Вила-Лобос прекрасно играл и мог считаться даже виртуозом на этом инструменте,
связаны яркие страницы его творчества. Первыми работами для гитары были переложения пьес композиторов
– классиков и романтиков. Среди созданных
впоследствии оригинальных сочинений Вила-Лобоса
– Концерт для гитары с оркестром, цикл миниатюр «Двенадцать этюдов», «Популярная бразильская сюита»,
5 прелюдий, транскрипции для двух гитар и др. Многие из этих произведений вдохновлены искусством выдающегося гитариста современности А. Сеговии и
посвящены ему.
Bachiana Brasileiras No 5 - Aria (Cantilena) |
TAB |
|
|
Choro No 1 |
TAB |
MIDI |
WMA |
Etude No 1 in Em |
TAB |
MIDI |
|
Etude No 3 in D |
TAB |
|
|
Etude No 11 in Em |
TAB |
MIDI |
|
Prelude No 1 |
TAB |
MIDI |
|
Prelude No 2 |
TAB |
|
|
Prelude No 3
(wma - Мануэль Барруэко) |
TAB |
MIDI |
WMA |
Prelude No 4 |
TAB |
|
|
Prelude No 5 |
TAB |
MIDI |
|
Suite Populaire Bresilienne 1 - Mazurka-Choro |
TAB |
|
|
Suite Populaire Bresilienne 2 - Scottish-Choro |
TAB |
|
|
Suite Populaire Bresilienne 4 - Gavotta-Choro |
TAB |
MIDI |
|
Приложения:
«Двенадцать этюдов»
Алехо КАРПЕНТЬЕР [ОБ ЭЙТОРЕ ВИЛА-ЛОБОСЕ]
Список произведений