ВЕТРОВ Александр Алексеевич (1812 – 04.12.1877), – рус-ский
гитарист-семиструнник и композитор XIX века. Люби-мый ученик М.Т.
Высотского. По профессии – врач, окончил медицинский факультет Московского университета.
Обла-дал незаурядным талантом и тонким вкусом. Еще до начала занятий с
Высотским изучал теорию музыки параллельно с обучением игре на скрипке.
Кроме того, учился пению и был очень близок с А.Е. Варламовым, ряд романсов
которого он переложил для семиструнной гитары. Как гитарист имел высокий
авторитет. Игра его была похожа на игру М.Т. Высотского и отличалась певучестью
и смелыми модуля-циями. Автор сборника "100 русских народных песен" и нескольких гитарных
вариаций на русские песни. Немногие дошедшие до нас сочинения позволяют
поставить А.А. Ветрова в ряд наиболее интересных гитаристов-компози-торов
XIX века. М.А. Стахович, современник А. Ветрова, в "Истории семиструнной гитары"
говорит о нем, как о чело-веке "одаренном замечательнейшим музыкальным
талан-том", в прелюдиях которого "совершенно отражается смысл и метода
Высотского, и также они нескончаемы, новы, певучи и разнообразны, как у его
учителя". Стахович далее отмечает, что "энергическая игра, певучесть и
плавность легатов, смелая модуляция и ходы в аккордах – все это перешло к
нему по прямой линии от Высотского, только у него еще более мягкости в
пении. Его фантазии и певучие темы имеют что-то обаятельное для слушателя, и
этим качеством он убьет всякого соперника... Его не наслуша-ешься, а это
важное качество в артисте".
С. Руднев называет А. Ветрова одним из лучших компози-торов-гитаристов и
отмечает, что его композициям присущи все те составляющие, "из которых складывается подлинный
русский стиль игры на гитаре. Знание теории музыки и владение скрипкой
позволяли А. Ветрову использовать технические достоинства инструмента на
качественно ином уровне, открывая в гитаре новые возможности... Ветров является важной фигурой среди русских гитаристов как
музыкант, воплотивший и развивший лучшие идеи своего учителя и шагнувший еще
дальше как художник и мысли-тель" (Руднев С.И. Русский стиль игры на
классической гитаре. Тула, 2002. С. 9).