СУЕТИН Александр Александрович (р. 1957, Москва), – российский исполнитель на старинных
струнных щипковых музыкальных инструментах (теорба, лютня, мандола и др.). Заслуженный артист России. Солист Московской государственной
академической филармонии. Почетный член лютневых обществ Великобритании, Франции и США. На протяжении
уже многих лет является ведущим
профессиональным лютнистом России. Игра А. Суетина дает слушателям уникальную возможность погрузиться в чарующий мир звуков
легендарного инструмента.
В
1979 году окончил музыкальное училище имени Октябрьской Революции
(ныне Академия музыки им. А.Г. Шнитке) по классу
классической гитары. Движимый любовью к
старинной музыке самостоятельно
занимался изучением музыки и инструментов
прошлого, освоил лютневые инструменты.
Еще будучи студентом музыкального училища, Александр Суетин
прошел отборочный конкурс и стал солистом ансамбля старинной музыки "Мадригал" Московской государственной филармонии в качестве исполнителя на лютне и деревянных духовых инструментах. Закончив музыкальное училище, А. Суетин навсегда расстается с классической гитарой и занимается только лютней.
Александр Суетин и солистка-вокалистка Татьяна Белякова (сопрано) создали внутри "Мадригала" дуэт старинной музыки и с 1985 года начали самостоятельную концертную деятельность. Ими созданы уникальные программы
вокаль-ной и лютневой музыки эпох Средневековья, Ренессанса и Барокко.
Александр Суетин не только блестящий аккомпаниатор, но и солист. В совершенстве владеет всеми щипковыми
инстру-ментами семейства лютневых: лютни ренессанса, теорба, орфарион, барочные лютня и гитара,
мандола. На всех этих инструментах он исполняет сложнейшие виртуозные произведения и сольные концерты.
ОТЗЫВЫ ПРЕССЫ
"...Блестящая техника и тончайшая индивидуальность отличает этого удивительного русского лютниста, самобытного и не похожего на других..."
(1989 год. Париж, Франция. Концерт в лютневом обществе).
"...Предельное совершенство игры на лютне Александр Суетин продемонстрировал в сложнейших прелюдиях И. С. Баха и танцевальной сюите эпохи Барокко. Не только утонченное понимание этой музыки показал исполнитель, но и филигранную технику, поразив слушателей беглостью своих пальцев... "
(1990 год. Австрия. Фестиваль в Сант-Галине).
"Александр Суетин
– искусный лютнист, блестяще сочетает в своей игре аккомпанемент и игру соло, токкаты А. Пиччининни исполнены стилистически тонко и точно. Восхитительно было красивое, мягкое звучание лютни. Оставив глубокое
впечатле-ние у слушателей, А. Суетин показал, что он достоин доброй славы на своем поприще..."
(1992 год. Финляндия.
Генрих Нордгейн, музыкальный критик).
"...Суетин
– мультиинструменталист, его лютня заставляет
мно-гих плакать... "
(1995 год. Латвия. Международный фестиваль старинной музыки).
За спиной исполнителя множество выступлений
в городах России и за рубежом (Германия, Франция, Австрия, Венгрия, Югославия, Польша,
Латвия, Индия, Голландия, Финляндия, Танзания).
Желанный гость многих фестивалей камерной и старинной музыки, Александр Суетин часто выступал и выступает с такими известными музыкантами, как клавесинист Алексей Любимов, скрипачка Татьяна Гринденко и ансамбль "Академия старинной музыки",
Андрес Мустонен и ансамбль "Хортус музикус" (Эстония), известный во всем мире контр-тенор Мартин Борнус-Щетинский. Выступал с Большом зале Консерватории с Ламарой Чкония, концертировал с Натальей Гутман. Многие любители музыки до сих пор помнят его дуэт с Татьяной Беляковой и блестящие выступления с трио старинной музыки "Орфарион" (А. Гринденко, О. Худяков, А. Суетин), а также в дуэте с Ксенией Маркиной (барочная арфа). Последние годы выступает с заслуженным артистом России Александром Мартыновым (классическая гитара) - дуэт "Альтернатум".
АЛЬБОМ БАРОККО-ТРИО "ОРФАРИОН"
Доменико СКАРЛАТТИ (1685-1757), Иоганн Себастьян БАХ (1685-1750),
Арканджело КОРЕЛЛИ (1653-1713)
Олег Худяков (траверс-флейта), Анатолий Гринденко (виола да гамба),
Александр Суетин (барочная гитара, барочная лютня, орфарион)
Все эти годы наряду с активной концертной деятельностью Александр Суетин занимался изучением и реставрацией старинных щипковых инструментов. Собрал большую и интересную коллекцию уникальных щипковых и духовых инструментов. В 80-х годах работал реставратором в Музее-усадьбе творчества крепостных "Шереметьево", затем в Музее музыкальных инструментов им. М. И. Глинки. Также провел несколько фестивалей старинной и гитарной музыки "Панорама" в Москве, Риге и Таллинне. Провел целую серию передач о старинной музыке и музыкальных инструментах на радиостанциях "Маяк", "Россия", "Юность". Первый в России открыл лютневый "Московский манускрипт" Сильвиуса Леопольда Вайса, исполняя эту музыку в концертных программах.
Являясь почетным членом лютневых обществ Франции, Англии и Америки, издал часть этого манускрипта в Париже. А также стал инициатором издания и изучения полного манускрипта в Америке. Автор четырех рукописных аутентичных манускриптов для лютни под названием "Тестудо", также уникальной рукописной миниатюры, которые находятся в частных коллекциях в Париже.
Александр Суетин на протяжении нескольких лет читал лекции в Московской государственной консерватории, музыкальных училищах и школах о редких старинных музыкальных инструментах. Автор и исполнитель множества уникальных транскрипций для барочной лютни.
Основной источник: www.mmv.ru