СТАХОВИЧ Михаил Александрович (1820-1858), – гитарист-дилетант,
поэт, писатель, собиратель русских народных песен, ученик М. Т. Высотского и
А.О. Сихры. Родился в селе Пальна Елецкого уезда Орловской губернии России.
Происходил из древнего дворянского рода, который упоми-нается в родословных
книгах Полтавской, Черниговской, Московской и Орловской губерний.
Первоначальное воспи-тание и образование получил домашнее, под наблюдением
гувернера-француза. В 1841 г. окончил словесный факультет Московского
университета. По его окончании несколько лет путешествовал за границей, а по
возвращении в Россию занялся литературой, музыкой и изучением фольклора.
Автор первого печатного труда по истории русской гитары, очерка "История
семиструнной гитары", который был впервые напечатан в журналах "Москвитянин"
за 1854-1855 года.
* * *
Э. М. Шнейдерман. Биографическая справка
Поэты 1840-1850-х годов
(Библиотека поэта. Большая серия.
Второе издание. Л., "Советский писатель", 1972)
[Михаил Александрович Стахович]
Михаил Александрович
Стахович родился в 1819 году в с. Пальна Елецкого уезда Орловской губернии –
имении отца, богатого помещика. Сначала он воспитывался дома, затем учился в
орловской гимназии, а в середине 30-х годов был отвезен в Москву, где,
готовясь к поступлению в университет, брал частные уроки у видного слависта
О. М. Бодянского. С 1837 по 1841 год Стахович учился на словес-ном отделении
философского факультета Московского университета. В студенческие годы он
интересовался историей, литературой, музыкой; тогда же познакомился и затем
сблизился со славянофилами И. В. Киреевским и А. С. Хомяковым. Окончив
университет, Стахович возвратился в свое имение. В 1844 году на несколько
лет он уехал за границу, побывал в Италии, Швейцарии, но особенно долго
прожил в Германии, где изучал философию, переводил стихи Гете и Гейне, а
также усердно занимался музыкой – в течение года брал уроки теории музыки в
Дрездене. В Германии Стахович женился (впоследствии, вернувшись в Россию, он
развелся с женой и сошелся с крестьянской девушкой, племянницей своего
бурмистра). 26 октября 1858 года жизнь Стаховича трагически оборвалась: он
был убит своим бурмистром (поставленным от помещика над вотчиной старостой
из крестьян – Прим. составителей словаря) и письмоводителем, видимо с
целью ограбления.
Литературная и общественная деятельность Стаховича развернулась в с. Пальна,
где он прожил до конца жизни. Он был избран уездным предводителем дворянства
и в середине 50-х годов деятельно участвовал в подготовке крестьянской
реформы, выступая в журналах со статьями либерального характера.
Стахович часто бывал в Москве. Там он встречался с Островским, Ап.
Григорьевым и был участником кружка, в который входили члены "молодой
редакции" "Москвитя-нина".
Круг занятий Стаховича в 40-50-е годы определялся прежде всего глубоким и
разносторонним интересом к народной жизни. Стахович изучал крестьянский быт,
обычаи, фольклор, публиковал этнографические очерки, посвящен-ные Елецкому
уезду; он собирал народные песни, разъезжая с этой целью по деревням
Орловской, Воронеж-ской, Тамбовской, Рязанской губерний. Стахович постоянно
общался с простыми людьми, с крестьянами, предпочитая их общество
дворянскому.
Интерес к народному творчеству способствовал его сближению с собирателем
фольклора П. В. Киреевским. Стахович сообщал ему песни в своей записи, а
после смерти Киреевского (1856) занялся, вместе со своим другом, видным
фольклористом П. И. Якушкиным, система-тизацией его огромного рукописного
песенного собрания.
В 50-е годы Стахович выпустил собственное "Собрание русских народных песен"
в четырех тетрадях (СПб.-М, 1851-1854; 2-е изд., под названием "Русские
народные песни", – М., 1964). Тексты и напевы песен собиратель снабдил
аккомпанементом для фортепиано и гитары, сделанным в стиле бытового
городского романса. Последнее обстоятель-ство вызвало справедливую критику
Ап. Григорьева. "Собрание" Стаховича, включившее главным образом старинные
крестьянские песни, явилось значительной вехой в деле собирания музыкального
фольклора. Для него характерен принципиально новый подход к собиранию
песенных напевов: Стахович производил записи в деревнях, непосредственно от
крестьянских исполнителей. До него старинные крестьянские песни
записывались, как правило, в городе, от певцов-любителей, находившихся под
воздей-ствием городской музыкальной культуры. Богатое по своему составу,
"Собрание" Стаховича высоко ценилось русскими композиторами; в частности,
Римский-Корсаков использо-вал несколько песен в своих операх и большое число
их включил в ставшее классическим собрание "Сто русских народных песен".
Страстно увлекаясь гитарой, Стахович сочинял и делал переложения для этого
инструмента, опубликовал несколько "Очерков истории семиструнной гитары"
("Москвитянин", 1854, 1855).
Литературным творчеством Стахович занимался с юности, однако печататься не
спешил и первые стихи опубликовал лишь в 1853 году, в "Москвитянине". Здесь
были напечатаны все его беллетристические опыты, за исключением несколь-ких
стихотворений, появившихся в журналах "Современник" и "Русская беседа".
Стахович успел опубликовать немногое: около двадцати стихотворений, сказку в
стихах "Ваня, купеческий сын" ("Москвитянин", 1855) и две главы оставшейся
незавершенной стихотворной повести "Былое". Стихи Стаховича, отмеченные
знанием народного быта, интересом к обыденной сельской жизни и в то же время
идеализирующие сословные отношения в деревне, не встретили сочувствия у
критиков.
Среди увлечений Стаховича большое место занимал театр. В студенческие годы
Стахович сделался горячим поклон-ником игры П. С. Мочалова; в 40-50-е годы
участвовал в спектаклях елецких любителей. В середине 50-х годов он
опубликовал в "Москвитянине" три собственные пьесы: трехактную комедию
"Наездники" (1854)] и две "сцены из русского быта" – "Изба" (1854) и
"Ночное" (1855). Обе "сцены" интересны стремлением автора к реалистическому
изображению крестьянской жизни. Стахович не ставил перед собой задачу
показать бесправное положение русского крестьянина, по тем не менее его
произведения, написанные со знанием подлинного сельского быта и фольклора,
резко выделялись в тогдашнем репертуаре. Одним из первых в русской
драматургии Стахович вывел на сцену простых крестьян, говорящих на своем
подлинном языке.
"Ночное" приобрело большую популярность, часто стави-лось в обеих столицах и
в провинции и удержалось в репертуаре вплоть до 20-х годов нашего века.
Полную,
исправленную и дополненную биографию Михаила Александровича Стаховича, а
также подлинный текст его "Очерка истории семиструнной гитары" (с
фотокопиями оригиналов страниц из журналов "Москвитянин" за 1854 и 1855 гг.)
читайте в выпуске нашего электронного журнала "История гитары в лицах"
(2012, № 5-6).
См. также:
[СТАХОВИЧ Михаил Александрович]:
Весь Елец – Биографии