СОЛЕР Антонио (Padre Antonio Francisco Javier Jose
Soler Ramos) (1729-1783), испанский композитор,
органист, хормейстер и музыкальный
теоретик. Подобно многим другим испанским
музыкантам (включая Фернандо Сора), Падре
Антонио Франсиско Хавьер Хосе Солер Рамос
начал изучать музыку в стенах монастыря –
Монтсеррат. К 21 году он уже был 'maestro de capilla'
в Лериде - руководителем капеллы монастыря
Сан-Лоренцо. В 1753 г. Солер был официально
посвящен в члены монашеского ордена
Иеронима. Этот шаг отвечал не только его
неуемной тяге к занятию музыкой как
композитора и органиста, но и истинному
стремлению к непорочной жизни.
На период пребывания испанской
королевской четы - короля Фернандо VI и
королевы Марии Барбары (патронессы
Доменико Скарлатти, настоявшей на его
переезде в Иберию) - в летней резиденции в
Эскориале, Солер, начиная с 1752 г., был
приставлен в качестве наставника и
учителя к принцу Габриэлю, для которого
написал несколько сочинений, в том числе
камерную музыку и концерты для двух
органов. Положение Солера позволяло ему на
протяжении 5 лет (вплоть до самой кончины
знаменитого итальянского композитора) все
летние месяцы общаться с Доменико
Скарлатти.
С опубликованием в 1762 г. 'Llave de la
Modulacion', Солеру пришлось вступить в
серьезную дискуссию, связанную с
необходимости отстаивания своих новых
идей. В 1765 г., защищая свою работу, он
ссылался на таких авторитетов музыки как
Моралес, Палестрина, Гесуальдо, Кристофер
Симпсон, Доменико Скарлатти и каталонских
музыкантов Элиаса и Валлса.
Как и И. С. Баха, Солера ценили как
большого знатока устройства органа и
часто приглашали для оценки качества
новых инструментов.
Многочисленные клавишные сонаты
Солера одновременно и близки сонатам
Скарлатти и непохожи на них. Ряд приемов,
использованных композитором, придал им
особую, только им присущую
индивидуальность. Солер написал 27 1-частных
сонат, из которых многие своим тематизмом
близки ритмо-интонациям фанданго,
сегидильи, хоты. Кроме того ему
принадлежит большое количество вокальных
сочинений, как духовных, так и светских. В
одной из таких пьес специально
предусмотрена партия гитары.