СЛЕПУХОВ Никифор Кузьмич (род. в 1867 близ Воронежа – ум. 1 августа 1928, Москва)
– русский музыкант, гитарист.
Рано потерял отца и в 9-летнем возрасте был определён своей матерью в
Воронежский монастырь, где работал на свечном заводе и, имея хороший голос,
пел в церковном хоре. Регент монастыря, обративший внимание на хорошие
вокальные данные и незаурядные музыкальные способ-ности мальчика, устроил его
учиться играть на скрипке. Учился Слепухов, вероятнее всего, в открытых
пианистом М.К. Гамбургом в 1879 году новых Воронежских музыкаль-ных классах.
Игре его обучал Лев Григорьевич Малкин, окон-чивший Московскую консерваторию.
Вскоре ученик достиг такого высокого исполнительского уровня, что учитель
сам отвез его в Москву, где юноша в 1890 году поступил в консерваторию по
классу скрипки. Однако молодой Слепу-хов, не имея средств для обучения в этом
классе, был вынужден перейти в класс контрабаса, в котором не только обучали
бесплатно, но и платили стипендию. В возрасте 27 лет он окончил
консерваторию, получив музыкальное и общее образование. В мае 1894 года
Никифор Слепухов поступил контрабасистом в оркестр московского Малого театра, а
спустя несколько лет перешел на работу в оркестр московского Большого театра.
Когда Н.К. Слепухов начал играть на гитаре и что его к этому привело с
точностью не известно. Возможно, переход от скрипки к контрабасу лишил его
возможности играть на мелодическом инструменте, а гита-ра как раз и
предоставляла такие возможности. Известно, что игре на гитаре он, скорее
всего, учился самостоятельно. По отзывам совре-менников обладал
поразительной беглостью, чистым и негромким тоном. Ему был доступен самый
широкий репертуар гитаристов-классиков, включая А.О. Сихру и М.Т.
Высотского. Однако сольных концертов не давал, ограничиваясь выступлениями
на различных вече-рах. Имел репутацию грамотного и серьезного музыканта.
Найдя в гитаре созвучие своей душе,
Слепухов вступил в "Московское общество мандолинистов и гитаристов", где
принимал участие в оркестровых выступлениях и играл сольно на музыкальных
вечерах на гитаре известного мастера Краснощёкова. Кроме того, сам давал
уроки игры. Благодаря неутомимой энергии В.А. Русанова в 1899-1901 годах
"Общество" организовывало бесплатные гитарные вечера, на которых для
популяризации инструмента высту-пали гитаристы, игравшие соло и дуэтом. На
вечерах было интересно и полезно послушать коллег, посмотреть технику игры,
что-то почерпнуть для себя, оценить исполняемые композиции. Зачастую играли
на редких инструментах, изготовленных знаменитыми мастерами, такими как
Шерцер и Архузен. На вечерах собиралось до 200 человек, и благодарная
публика тепло принимала исполнителей, неза-висимо от уровня владения
инструментом. Звучали компози-ции Высотского, Сихры, Саренко, Петтолетти,
Циммермана и других композиторов.
Живя в Москве, Н.К. Слепухов познакомился с
большим энтузиастом гитары Сергеем Михайловичем Шевелёвым (1874-1936),
который так характеризовал его игру: "Тон средний, очень чистый и
приятный, большая беглость обеих рук. Хорошо играл трудные композиции Сихры
и Высотского, исполнял быстрые по темпу вариации в
бешеном темпе легато и красиво". Н.К. Слепухов увлекался творчеством Людвига Шпора
(1784-1859) – немецкого композитора, скрипача-виртуоза, дирижера, педагога,
который выступал в странах Европы и в России. Известна талантливая
аранжи-ровка Слепухова скрипичного этюда Шпора, посвященная Валериану
Алексеевичу Русанову (1866-1918), в то время редактору журнала "Гитарист".
На это событие в № 6 журнала за 1905 год была опубликована заметка, в
которой, в частности, отмечалось: "Этот этюд очень оригинален и своеобразен,
аранжирован мастерски и в то же время чрезвычайно педагогичен, в особенности
для левой руки, пальцы которой и лады подробно и тщательно указаны
аранжировщиком". Кроме того, Н.К. Слепухов написал этюд для гитары,
опубликованный в 1911 году журналом "Аккорд".
Слепухов был известен в
Москве, как выдающийся артист и как едва ли не единственный гитарист с
консерваторским образованием. С.М. Шевелёв, говоря о Слепухове, отмечал:
"приходится высказывать искреннее сожаление, что такие гитаристы как Н.К.
Слепухов слишком мало работают для гитары и не выступают в концертах. Правда мы
переживаем для гитары время трудное и неблагоприятное, но все-таки есть ещё
много гитаристов, для которых появление таких интересных пьес, как этюд
Шпора, и в таком мастерском переложении – отрадный факт в истории
современной гитары". Н.К. Слепухов, по признаниям современников, был отличным
аранжировщиком, однако из скромности не ставил своего имени на переложениях.
Источники:
Слепухов – музыкант Большого Театра /
Воронежский Центр Гитары
Руднев С.И. Русский стиль игры на классической гитаре. Тула, 2002.