ШЕВЧЕНКО Анатолий Антонович, род. 29 сентября 1938 года в с.
Сентяновка Славяносербского района, Луганской области, – ум. 25 марта 2012
г., Одесса, Украина, –
украинский гитарист, композитор,
музыковед, художник и поэт. Окончил музыкальное училище в Симферополе
и Одесскую консерваторию. Первые публичные выступления состоялись в 1961 году,
тогда же написал первые сочинения для гитары ("Мираж", "Грустная баллада",
"Сумеречный танец", "Токката" и др.). С 1982 года
являлся солистом-инструменталистом Одесской
областной филармонии. Лауреат международных
композиторских конкурсов: в 1987 году стал обладателем II
премии на Международном конкурсе "Guitarra
Microcosmos" им. Б. Бартока (Эстергом, Венгрия), а в 1997 г. завоевал I премию на
Международном конкурсе композиторов им. Н. Рубинштейна в
Москве. Начиная с 1989 года – постоянный участник гитарных фестивалей в
Испании. Выступал с концертами в республиках бывшего СССР, в Польше,
Чехословакии, Испании, Германии, Венгрии.
Осуществил множество монографи-ческих и авторских концертных программ разных
стилей, эпох и музыкальных традиций – древнегреческая кифаристика*,
музыка испанских гитаристов, лютневая музыка Англии, Франции, Италии,
Польши, барокко, классицизм, современный аван-гард, музыка фламенко.
Как исполнитель, композитор и
музыковед много работал в области
фламенко. Автор книг по истории искусства
фламенко (в частности, книги "Гитара фламенко: Мелодии и ритмы", изд-во "Музична Украiна",
1988). Музыкант многие годы жизни
посвятил испанской культуре: к 100-летию со
дня рождения великого поэта Испании
Фредерика Гарсиа Лорки им была
подготовлена авторская программа "Лоркада"
– как бы итог вживания в культуру фламенко,
в мир сюрреалистической реальности Гарсиа
Лорки.
А.А.
Шевченко принадлежит статья о фламенко в польской энциклопедии гитары.
Им опубликованы книги, множе-ство научных статей в разных странах, причем не только музыковедческих
(в числе последних монография Музыка Эллады**), но и культурологических. Музыка
А. Шевченко входит в репертуар многих известных исполнителей, вклю-чена в программы музыкальных учеб-ных заведений. Его произведения изда-ют не только в Украине и России, но и в Польше, Германии, США.
Его баллады входили в репертуар народной артистки России Елены
Камбуровой.
Выпускник художественного училища
Ростова-на-Дону: свой творческий путь он начинал
именно как художник. Его живописные работы
выставлялись на выставках в Праге, Линаресе,
Херес-де-ла-Фронтера.
В числе наиболее известных программ
последнего времени: 'Музыка при свечах'
– произведения ХVIII-ХIХ веках; программы 'Музыка Эллады'
(см. примечание**);
'И вновь Москва - Одесса' – произведения русских классиков
в собственном переложении для гитары,
большая часть из которых на этом инструменте
ранее не исполнялась (Бортнянский, Чайковский, Михаил Высотский),
а также авторские композиции: "Благовест" из цикла
"Московские звоны" (I премия на конкурсе «Н. Рубинштейн и московская композиторская школа», посвященном 850-летию Москвы),
"Кант на Рождество Христово", сюита
"Одессика" и т.д.; программа 'Бах и современность',
включающая как произведения самого Баха,
так и посвящения ему С. Губайдуллиной, Л. Грабовского, авторские произведения
А. Шевченко; программа 'Думы мои' из произведений для гитары, написанных под влиянием поэзии Тараса Шевченко;
и, конечно же, программы Flamenco.
15 мая 2005 года в Большом зале Одесской филармонии А. Шевченко
представил публике свой концерт для гитары с оркестром ("Concerto Grosso" для гитары, гобоя и камерного оркестра).
* -
По свидетельствам специалистов, Шевченко -
единственный в мире, кто составил и
исполнял целую программу музыки для
кифары - древнейшего инструмента,
предшествовавшего гитаре.
** - В этой работе
А.А. Шевченко проявляет себя как блестящий историк, обосновывая свои музыковедческие открытия. Он выстраивает убедительную систему связей древнегреческой музыки с музыкой Древнего Востока и Запада.
Он впервые реконструирует общий ход развития древнегреческой системы нотной записи, благодаря чему
(единственный из отечественных музыкологов!) смог расшифровать древнейшие памятники (часть из них
представлена А.Шевченко в специальной программе «Музыка Эллады»: это самый древний
(VI век до н. э.) из дошедших до нас памятников древнегреческой музыки «Эпибомион» —
звуковая формула, освящавшая жертвоприношения во время Панафиней (главного праздника Афин),
и фрагмент из комедии Аристофана «Облака» (V век до н. э.). В программу также включены отрывок из I Пифийской оды Пиндара (V век до н. э.) и старинная греческая песня Х века (переложение для хора и гитары Анатолия Шевченко); музыка Древней Эллады: гимны неизвестных авторов, Сейхилл, Мезомед
и др.). Анатолий Шевченко представляет также и свою авторскую концепцию циклического развития звуковой музыкальной системы, в рамках которой возможно решение многих историко-музыковедческих проблем.
В монографии приведена наиболее полная на сегодняшний день антология образцов античной музыки.
Рецензент этого серьезного музыкологического труда профессор Одесской государственной консерватории
А. И. Ровенко высоко оценил вклад Анатолия Шевченко в мировое музыковедение, высказав убеждение в том, что монография «Музыка Эллады» достойна глубокого музыкологического анализа
и должна быть обязательно переведена на английский и другие языки, поскольку представляет огромный интерес для исследователей разных стран.
Основной источник: статья
Елены МАРЦЕНЮК от 24.08.2001 на www.slovo.odessa.ua
Сайт А.Шевченко: www.shevchenko.odessa.ua