Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь

Донат
Сердапольский

 

Донат СердапольскийСЕРДАПОЛЬСКИЙ Донат (1912-1975), – польский гитарист и преподаватель гитары, виртуоз балалайки и донатины (инструмента его собственной конструкции). Родился 26 июля 1912 года в г. Барановичи (ныне Брест-ская область, Республика Беларусь). Выс-шее музыкальное образование получил в г. Одессе в области композиции, дирижирова-ния и класса щипковых струнных инструментов, учился так-же в Москве, Ленинграде, Вене и Мадриде. В 1940 году защитил в Советском Союзе диссертацию и получил  уче-ную степень кандидата наук. С 1928 г. выступал с сольными концертами и как солист-виртуоз с симфоническими орке-страми на территории СССР, Румынии, Венгрии, Велико-британии, Испании, многократно в Вене (Австрия), Париже (Франция) и Брюсселе (Бельгия). В 1961-75 годах работал во Вроцлаве в Государственной высшей музыкальной школе старшим преподавателем на отделении музыкального воспитания (щипковые струнные инструменты, гитарный ансамбль). Был инструктором по вокально-инструменталь-ным школьным ансамблям; в 1973-1975 годах – учитель игры на гитаре в  Государственной музыкальной средней школе (PSM) во Вроцлаве. Организатор внешкольных круж-ков пюбителей классической гитары во вроцлавском Клубе музыки и литературы (это был период подъема интереса к гитаре среди молодежи, и, в особенности,  огромной попу-лярности электрогитары). Донату Сердапольскому, наряду с проф. Юзефом Поврожняком и Казимежем Сосинским, при-надлежит заслуга построения фундамента польской гита-ристики 1945-1975 гг. (первый этап развития). 

Хотя Донат Сердапольский был гитаристом, он больше внимания уделял донатине, – инструменту, изобретателем которого он был, и получившему от его имени свое название. Этот инструмент имеет такой же строй как балалайка и три или четыре струны, но совсем другой вид резонаторного ку-зова, более напоминающий мандолину. Хотя в 1952 году автор  Донатина Доната Сердапольскогополучил на эту разработку 5 патентов, ему не удалоcь добиться распрост-ранения в Польше зтого типа инструмента: несмотря на за-траченные силы и энергию, пропаганда «гибрида» (соче-тания балалайки и мандоли-ны) не принесла ему популяр-ности. Очевидно, Д. Серда-польский добился бы больше-го успеха если бы направил свои усилия на непосредст-венную популяризацию бала-лайки, отличающейся специ-фичным звуком (ла-ла-ла), – качеством, которое "донати-на", к сожалению,  утратила. Тем не менее заслуги перед польской и, в частности, вроц-лавской гитаристикой Доната Сердапольского бесспорны. Он воспитал нескольких учени-ков, ставших впоследствии педагогами гитары, таких как, например, Тадеуш Выбранец, Ричард Клисовский (компо-зитор, Музыкальная академия г. Вроцлава, автор "Линеа-менти"), Вальдемар Заборский, Ивона Поляк и другие. Как композитору Д. Сердапольскому  принадлежат Концерт ля-мажор для донатины в сопровождении симфонического оркестра; "Чардаш фантазия" для гитары (балалайки) с оркестром, "Сюита польская" для донатины в сопро-вождении симфонического оркестра. Он является также автором учебника "Музыкальные инструменты". Лауреат первых наград ряда музыкальных фестивалей в Польше.

Умер во Вроцлаве 7 октября 1975 года.
 

Подготовлено для ABC-GUITAR
Е. Кондрацким (Вроцлав,Польша) по материалам (1988)
Музыкальной Академии им. Карла Липинского во Вроцлаве.


TopList