Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь
 
 

Роберт Шуман


ШУМАН (Schumann) Роберт (1810-56), немецкий композитор и музыкальный критик. Вырази-тель эстетики немецкого роман-тизма. Основатель и редактор "Нового музыкального журна-ла" ("Нойе цайтшрифт фюр музик", 1834). Создатель про-граммных фортепианных циклов ("Бабочки", "Карнавал", "Фан-тастические пьесы", "Крейсле-риана", 1831-1838 гг.), лирико-драматических вокальных цик-лов (в т. ч. "Любовь поэта", "Круг песен", "Любовь и жизнь женщины", все 1840); внес вклад в развитие романтической фортепианной сонаты и вариаций ("Симфонические этюды", 2-я редакция 1852). Опера "Геновева" (1848), оратория "Рай и Пери" (1843), 4 симфонии, концерт для фортепиано с оркестром (1845), камерные и хоровые сочинения, музыка к драматической поэме "Манфред" Дж. Байрона (1849).

* * *

ШУМАН Роберт-Александр,
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь

Шуман (Schumann) Роберт-Александр – знаменитый германский композитор, род. 8 июня (27 мая) 1810 г. в саксонском городе Цвикау, ум. 29 (17) июля 1856 года. Композиторский дар проявился в Шумане очень рано. Его импровизации, его дирижирование маленьким оркестром товарищей по гимназии, когда ему было 12 лет, указывали на то, что в нем таится истинное музыкальное дарование. Хотя он, по желанию матери, и поступил в Лейпцигский университет, но занятия юридическими науками не особенно удачно подвигались вперед, так как Лейпциг – этот музыкальный центр Германии –  давал много пищи его музыкальной натуре. К этому времени, т. е. к 1828-29 годам, относится изучение им игры на фортепиано у Фридриха Вика. Шуман перешел в гейдельбергский университет в надежде, что в этом городе, далеко не столь богатом музыкой, он найдет больше времени для университетских занятий; но и тут его стремление к музыке не ослабело. Знакомство с профессором гейдельбергского университета Тибо, большим знатоком музыки, советовавшим Шуману обратить внимание на свой талант, а также письмо Вика к матери Шумана, убеждавшего ее согласиться на перемену карьеры сына, вызвали решительный поворот в деятельности Шумана: в 1830 г., переселившись в Лейпциг, он окончательно посвятил себя музыке.

Сначала он занялся игрою на фортепиано, но упорная работа над развитием пальцев привела к анемии правой руки, вследствие чего он обратился к композиции. Занятия у теоретика Дорна до 1832 года, изучение сочинений Баха, обширное знакомство с музыкальной литературой, чему немало способствовали многочисленные концерты в Лейпциге, быстро развили музыкально восприимчивую натуру Шумана и уже в 1833 г. он выступил с ор. 7, impromptu ор. 5 и др., который впоследствии стали в ряд его знаменитых сочинений.

В 1834 г. он предпринял издание газеты: "Neue Zeitschrift fur Musik", восстававшей против рутины и музыкального застоя, с энергией и убеждением пропагандировавшей все талантливое. На столбцах этой газеты Мендельсон, Берлиоз, Шопен, Лист, Гиллер, Гаде, Брамс нашли достойную оценку своих дарований. Журнальная деятельность Шумана продолжались до 1844 года. В 1854 г. статьи его о музыке и музыкантах вышли отдельным изданием ("Gesammelte Schriften uber Musik und Musiker", нов. изд.. Лпц., 1875).

В 1834-35 годах Шуман закончил свои бессмертные произведения для фортепиано – симфонические этюды ор. 13 и карнавал ор. 9. Позднее им были написаны: сонаты g-moll и f-moll, гениальнейшая фантазия c-dur, ор. 17, "Davidsbundlertanze" ор. 6, "Kinderscenen" ор. 15, "Крейслериана", "Faschingschwank" ор. 26 и пр. Наплыв творческой силы в 1836-39 гг. был у Шумана так велик, что, по его собственным словам, он "мог бы сочинять все дальше, дальше без конца". Особого распространения сочинения Шумана. в то время не имели; им сочувствовали только такие знатоки, как Мошелес, Лист и отчасти Мендельсон.

Страстно желая жениться на дочери Вика, Кларе, Шуман стал заботиться об увеличении своих материальных средств. С этой целью он намеревался перевести свою газету в Вену, рассчитывая на больший круг читателей. Поездка в Вену не увенчалась успехом, но, благодаря ей, Шуман познакомился с неизданными сочинениями покойного Шуберта, содействовал изданию многих из них и ознакомил публику с симфонией Шуберта c-dur, которая, после первого ее исполнения в Лейпциге, под управлением Мендельсона, вскоре обошла весь музыкальный мир.

С женитьбой Шумана на Кларе Вик, в 1840 году, совпадает поворот его деятельности в сторону вокальной музыки. Более ста песен, из которых очень многие составляют перлы творчества Шумана, были написаны в течение одного года, в том числе знаменитый цикл песен "Dichterliebe". В 1841 г. Шуман написал свою первую симфонию и начал вторую d-moll (впоследствии вышедшую под названием четвертой). В том же году написаны им симфониетта (увертюра, скерцо и финал) и фантазия для фортепиано с оркестром, впоследствии составившая первую часть знаменитого фортепьянного концерта a-moll. В 1842 г. Шуман обратился к камерной музыке: в один месяц он написал три квартета, посвященные Мендельсону, затем квинтет для фортепиано и струнных, посвященный Кларе, квартет для фортепиано и струнных и трио.

В 1843 г. Шуман перешел к новому для него роду сочинения: он написал обширную кантату "Рай и Пери", на слова Томаса Мура, принятую как в Лейпциге, так и Дрездене с энтузиазмом. В том же году Шуман начал сочинение музыки к "Фаусту" Гете, но нервная болезнь от усидчивого труда помешала дальнейшей работе. Журнальная деятельность тоже была им оставлена. Путешествие в Россию, куда Шуман сопровождал свою жену, имело благодетельное влияние на его здоровье. Хотя у Виельгорского была исполнена первая симфония Шумана, но особого значения, в смысле успеха композиций Шумана, его поездка по России не имела.

В 1845 г. Шуман принялся за контрапунктические сочинения, написав шесть фуг ор. 60 на темы b, a, c, h, четыре фуги ор. 72, каноны; затем он докончил фортепьянный концерт a-moll и сочинил вторую симфонию c-dur. В 1847 - 48 г. он написал оперу "Геновефа", в 1850 г. данную в первый раз в Лейпциге без выдающегося успеха, хотя знатоки, как, например, Шпор, отнеслись к ней с большим уважением. Окончив оперу, Шуман с увлечением принялся за сочинение музыки в "Манфреду" Байрона, окончил музыку к "Фаусту" Гете, написал цикл "Bilder aus Osten" в четыре руки. Музыка к "Фаусту" была исполнена одновременно в Лейпциге, Дрездене и Веймаре в 1849 г., в сотую годовщину дня рождения Гете.

С 1850 года начинается капельмейстерская деятельность Шумана в Дюссельдорфе, которая с каждым месяцем становилась тягостнее для Шумана, хотя Дюссельдорф и представлял прекрасную арену для успешной пропаганды его сочинений. Ко времени пребывания Шумана в этом городе относятся: третья симфония es-dur (написанная в один месяц), увертюры "Мессинская невеста", "Герман и Доротея" и "Юлий Цезарь", легенда "Странствование Розы" (1851), месса, реквием (1852), концерт для виолончели с оркестром, Tpио g-moll для фортепиано, скрипки и виолончели, две сонаты для фортепьяно и скрипки, торжественная увертюра к "Фаусту", фантазия для скрипки и оркестра и пр. (1853). К 1852 г. имя Шумана настолько уже стало популярным, что в Лейпциге целая неделя была посвящена исполнению его произведений, но эта "шумановская неделя" имела лишь успех средний. Зато в следующем году успех концертов из сочинений Шумана в Голландии превзошел все ожидания.

Шуман всегда отличался сдержанностью, молчаливостью, преобладанием мрачного настроения. Иногда его преследо-вали галлюцинации, во время которых ему как бы являлись Шуберт и Мендельсон, диктовали ему тему. В 1852 году появились первые признаки душевной его болезни, скоро достигшей полного развития. Помещенный в 1854 году в санаторий близ Бонна, Шуман скончался через два года. В 1880 году, на сумму, полученную с трех концертов, был поставлен памятник Шуману на его могиле в Бонне.

Композиторская деятельность Шумана продолжалась 24 года (1830-53). Первые 10 лет были посвящены преимущественно фортепьянным произведениям, в которых Шуман сказал новое слово. Удивительное слияние самобытности с красотой, без всякой примеси деланности, широкий полет фантазии романтика идеалиста – все это придает фортепьянной литературе Шумана особенное значение. Даже в технической стороне фортепьянных произведений Шумана, даже в пассажах, видны изобретательность и самостоятельность. Как богатый и своеобразный гармонист, как мелодист, полный необычайной прелести, выразительности и широты, Шуман стоит на большой художественной высоте. В его сочинениях чувствуется национальная струя.

К наиболее гениальным произведениям Шумана, отличающимся богатым музыкальным содержанием и новизной фактуры, принадлежат в особенности фантазия с-dur, карнавал и симфонические этюды, а также фортепьянный концерт а-moll с оркестром. От фортепьянной литературы Шуман перешел к вокальной. На его романсах и песнях лежит печать глубокой выразительности. В этой области Шуман выдвигал не только музыкальную сторону, но и поэтическую, сливаясь вполне с текстом, обращая внимание на малейшие его детали. Он, так сказать, не перекладывал стихотворения на музыку, но воспроизводил их в звуках. Аккомпанементу Шуман придавал особое значение и ставил его в органическую связь с вокальным текстом: это – скорее фортепьянная партия. Для своих романсов и песней Шуман пользовался стихами Кернера, Рюккерта, Гете, Эйхендорфа, Гейбеля, Байрона, всегда выказывая тонкий вкус в выборе текста. Наиболее близок к лирическому дару Шумана был Гейне, стихотворения которого в особенности вдохновляли Шумана.

В области симфонии, за которую Шуман взялся после романсов, он не стал мировым композитором; тем не менее его симфонии заняли очень видное место в музыкальной литературе, не смотря на далеко не виртуозную, хотя местами и своеобразную инструментовку, не смотря на формы, не являющиеся, в большинстве случаев, новым словом в искусстве. Сила симфоний Шумана заключается в богатстве и свежести музыки, полной чудных картин и образов. Среди четырех симфоний, первое место занимает третья es-dur, так называемая рейнская. Обаятельна симфония b-dur, которую сам Шуман хотел назвать весеннею симфонией. Четвертая симфония, помимо своих высоко музыкальных качеств, выделяется оригинальностью формы, связанной с тематизмом. Из увертюр крупнейшие – к "Манфреду" и "Геновефе".

В камерной музыке и в концертной Шуман дал замечательные образцы, способные вызывать восторг и достойные глубокого изучения по совершенству фактуры. Творчество его с особенной силой сказалось в квартете и квинтете для фортепьяно и струнных. Оперная форма не далась Шуману вполне: его опера "Геновефа" редко появляется на сцене. Кантата, не требующая сценических условных приемов, более подходила к натуре Шумана: его "Рай и Пери" – одно из капитальнейших вокальных его произведений. Столь же замечательна и музыка к "Манфреду" Байрона и "Фаусту" Гете. В духовной музыке Шумана (мотет, месса, реквием) скорее чувствуется обаятельный лирик, чем истинно духовный композитор.

Деятельность Шумана охватывает почти все области музыкального искусства. Если вспомнить, сколько духовной силы вложил Шуман в свои произведения, сколько он перечувствовал, передумал, испытал волнений, создавая чудные музыкальные образы, то станет понятным ранний конец его творчества. Шуман умер 46 лет, в том возрасте, когда многие другие художники только входят в более широкую область деятельности.

Лит.: Wasielewski, "Robert Schumann" (Бонн, 1880); A. Reiszmann, "Robert Schumann, sein Leben und seine Werke" (Б., 1879); P. Spitta, "Ein Lebensbild Robert Schumann's" (Лпц., 1882); П. Трифонов, "Роберт Шуман" (СПб., 1885); Амброз, "Жизнь и произведения Роберта Шумана" (русский перев. в журн. "Искусство", СПб., 1860); А. Волховская, "Роберт и Клара Шуман" (СПб., 1899).

Н. С.


 
 

TopList