Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь
 
 

Франц Шуберт

 
 

Франц ШубертШУБЕРТ (Schubert) Франц (31.01. 1797 - 19.11.1828), – знаменитый австрийский композитор и пианист. Основоположник музыкального ро-мантизма. В песенных циклах Шу-берт воплотил духовный мир совре-менника – "молодого человека XIX в." Написал ок. 600 песен (на слова Ф. Шиллера, И.В. Гете, Г. Гейне и др.), в том числе из циклов «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь» (1827, оба на слова В. Мюллера); 9 симфоний (в т. ч. «Неоконченная», 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет «Форель» (1819); фортепианные сонаты (св. 20), экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры и др. Писал также произведения для гитары.

Имеется множество обработок произведений Шуберта для гитары (А. Диабелли, И.К. Мертца и других).

* * *

О Франце Шуберте и его творчестве

Валерий Агабабов


Музыкантам и любителям музыки будет интересно узнать, что Франц Шуберт, не имея в течение ряда лет дома рояля, пользовался при сочинении своих произведений главным образом гитарой. Его знаменитая "Серенада" имела в руко-писи пометку "для гитары". И если мы повнимательней вслушаемся в напевную и простую по своей искренности музыку Ф. Шуберта, то с удивлением заметим, что многое написанное им в песенном и танцевальном жанре, носит ярко выраженный "гитарный" характер.

Франц Шуберт (1797-1828) – великий австрийский компози-тор. Родился в семье школьного учителя. Воспитывался в венском конвинте, где обучался генерал-басу у В. Ружички, контрапункту и композиции у А. Сальери.

С 1814 по 1818 работал помощником учителя в школе своего отца. Вокруг Шуберта сложился кружок друзей-поклонников его творчества (в их числе поэты Ф. Шобер и И. Майрхофер, художники М. Швинд и Л. Купильвизер, певец И. М. Фогль, ставший пропагандистом его песен). Эти дружеские встречи с Шубертом вошли в историю под названием "Шубертиад". Как учитель музыки дочерей графа И. Эстергази, Шуберт побывал в Венгрии, вместе с Фоглем ездил в Верхнюю Австрию и Зальцбург. В 1828 году, за несколько месяцев до смерти Шуберта, состоялся его авторский концерт, прошед-ший с большим успехом.

Важнейшее место в наследии Ф. Шуберта занимают песни для голоса с фортепиано (около 600 песен). Один из круп-нейших мелодистов, Шуберт реформировал жанр песни, наделив его глубоким содержанием. Шуберт создал новый тип песни сквозного развития, а также первые высоко-художественные образцы вокального цикла ("Прекрасная мельничиха", "Зимний путь"). Перу Шуберта принадлежат оперы, зингшпили, мессы, кантаты, оратории, квартеты для мужских и женских голосов (в мужских хорах и ор. 11 и 16 он использовал гитару в качестве сопровождающего инстру-мента).

В инструментальной музыке Шуберта, основанной на традициях композиторов венской классической школы, большое значение приобрел тематизм песенного типа. Им создано 9 симфоний, 8 увертюр. Вершинными образцами романтическою симфонизма являются лирико-драмати-ческая "Неоконченная" симфония и величественная героико-эпическая "Большая" симфония.

Шуберт – автор глубоких и значительных по содержанию камерно инструментальных ансамблей: фортепианный квинтет "Форель", квартеты, трио, сонаты, для скрипки и ф-но и др.

Фортепианная музыка – важная область творчества Шуберта. Испытав влияние Бетховена, Шуберт заложил традицию свободной романтической трактовки жанра фортепианной сонаты (23). Фантазия "Скиталец" предвос-хищает "поэмные" формы романтиков (Ф. Лист). Экспромты (11) и музыкальные моменты (6) Шуберта – первые романтические миниатюры, близкие сочинениям Ф. Шопена и Р. Шумана. Фортепианные менуэты, вальсы, "немецкие танцы", лендлеры, экоссезы и др. отразили стремление композитора к поэтизации танцевальных жанров. Шубертом написано более 400 танцев.

Творчество Ф. Шуберта тесно связано с австрийским народным искусством, с бытовой музыкой Вены, хотя он редко использовал в своих сочинениях подлинные народ-ные темы.

Ф. Шуберт – первый крупный представитель музыкального романтизма, выразивший, по словам академика Б. В. Асафьева, "радости и скорби жизни" так, "как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей".
 

Журнал "Гитаристъ", №1, 2004
 

Ave Maria

TAB MIDI

 

 
 

TopList