Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь

Владимир Станиславович
Сазонов

 

САЗОНОВ Владимир Станиславович (9 июля [27 июня по ст. стилю] 1912, Петербург – 30 июня 1969, Москва), – российский гитарист и композитор. До 11 лет стремления к музыке не чувствовал, лишь в 1923 году стал играть на балалайке, а в 1926 году перешел на мандолину и поступил в детский домровый оркестр. В 1928 году, будучи в Москве, впервые услышал игру гитариста В. Бегунова, который мас-терски владел своим инструментом, и, под влиянием этой встречи, стал увлеченно заниматься гитарой. В 1929 году поступил в коллектив неаполитанского состава, которым управлял виртуоз-мандолинист Н.Д. Розов. В этом оркестре В. Сазонов познакомился с нотами и стал усиленно зани-маться гитарой, интересуясь гитарной музыкой в сочине-ниях А. Сихры, М. Высотского, А. Соловьёва и др. В 1932 г. столкнулся с цыганским хором под управлением Солдатен-кова и очень заинтересовался применением гитары как аккомпанирующего инструмента хоровому пению. К этому же времени относится его знакомство с И.И. Москалёвым – прекрасным гитаристом, который имел большое влияние на его дальнейшее развитие в игре на гитаре. В 1933 году В. Сазонов поступил в хор цыган под руководством Н.Д. Дуль-кевича, где проявил себя недюжинным аккомпаниатором. В 1935 году после смерти Дулькевича В. Сазонов поступил в ленинградский ансамбль цыган под руководством Е.Е. Шишкиной, жены знаменитого в свое время хоревода (руководителя хора) – Алексея Шишкина – гитариста и композитора. С этим ансамблем В. Сазонов в течение полутора лет предпринял ряд гастрольных поездок по Советскому Союзу впоследствии в качестве руководителя – заменив умершую Е.Е. Шишкину. За время работы с цыганскими хорами Владимир Сазонов накопил большой опыт аккомпанирующей игры на гитаре и знание большого количества вокального репертуара. В 1937 году его пригла-cила в качестве аккомпаниатора эстрадная певица В.М. Орлова с условием, что кроме аккомпанемента он смог бы играть и соло на гитаре. В. Сазонов дал соглаcие, пригласив, в свою очередь, вторым гитаристом К.В. Дубова, с которым он и работал в течение года, аккомпанируя певице и в то же время выступая в дуэтной игре. Это очень помогло ему восстановить "заброшенный" репертуар и снова взяться с еще большим рвением за ноты, самостоятельно изучать теорию и гармонию музыки, переводя все нотные примеры на гитару, обращаясь за разрешением трудных вопросов к грамотным гитаристам. Все это помогло в дальнейшем при аранжировках и обработках пьес для гитары. К этому времени относятся его выступления и грамзаписи с извест-ными вокалистами Т.С. Церетели, Вадимом Козиным, Макаровой-Шевченко, Лялей Чёрной (Хмелёвой).

В.С. Сазонов

В 1939 году Всесоюзное гастрольно-концертное объедине-ние (ВГКО) организует большой ансамбль цыганской пески и пляски, куда и приглашают Владимира Сазонова в качестве концертмейстера. В этой должности Сазонову пришлось особенно уделить внимание нотному материалу, т.к. на нем лежала обязанность разучивать с гитаристами всю музыкальную программу ансамбля. В конце 1940 года В. Сазонов оставил работу в ансамбле и переключился на гастрольные поездки по городам Советского Союза с певицей В. Орловой и гитаристом М.К. Кручининым. Так продолжалось до начала Великой Отечественной войны, на которую В. Сазонов был призван в качестве солдата. В течение всей войны В.Сазонов как профессионал на гитаре не играл  и лишь после демобилизации в январе 1946 года вновь приступил к своей основной профессии в качестве солиста-гитариста ВГКО. В 1953 году он поступил гитаристом-концертмейстером в Государственный академи-ческий Малый театр, где проработал до конца своей жизни. Работа в Малом театре позволила В. Сазонову общаться с артистами, расширила его кругозор и значительно повысила культурный уровень.

Гастрольные поездки по городам Советского Союза и за рубеж сделали его имя весьма популярным в артистической среде. Он неоднократно выступал с артистами Вл. Троши-ным, Б. Покровским, В. Донской, народной артисткой СССР В.Н. Левко, заслуженной артисткой РСФСР Г. Каревой и др. Очень много и часто записывался в кинофильмах таких, как "Ночной патруль", "Цель его жизни", "Девушка без адреса", "Добровольцы", "Княжна Мери", "Они были первыми", "Анна на шее", "Варвары", "Васса Железнова", "Екатерина Воро-нина", "Этого забывать нельзя", "Дом, в котором я живу", "В добрый час", "Бесприданница".

Фирмой "Мелодия" выпущены две его пластинки с запиcью русской гитарной музыки. Сазонов очень много печатался. Первый его сборник пьес для гитары вышел в 1949 году (затем издавался ежегодно). Начиная с 1932 года выходили удобные по формату сборники "Репертуар для гитары" (вышло 8 сборников) для художественной самодеятель-ности. Начиная о 1962 г. выходили его альбомы под назва-нием "Первые шаги гитариста" в издательстве "Советский композитор". Всего вышло 22 номера по 2 номера в год (последний с его участием – в 1969 году). Но основными его трудами следует считать "школы-самоучители" для семи-струнной гитары, которые он выпускал ежегодно, начиная с 1953 года, всякий раз пересматривая и переделывая их. В издательстве "Советский композитор" и издательстве "Музыка" вышло множество сборников с участием Сазонова с разнообразным репертуаром. Среди них следует отметить сборник старинных романсов, расписанных для семиструн-ной гитары, а также большое количество вариаций на темы русских народных песен – "Не брани меня, родная", "Метелица", "Всю-то я вселенную проехал", "Утушка луговая", "Тонкая рябина" и др., а также ряд оригинальных произведений для гитары. В своих композициях Сазонов продолжил славные гитарные традиции М.Т. Выcотского и А.О. Сихры. Ему принадлежит множество пьес малых форм, таких как вальсы, этюды, прелюдии и др. В.С. Сазонов несколько раз выступал по радио с содержательными беседами по истории гитары, сопровождавшимися гитарной игрой. На радио же он принял основное участие в полуторачасовой постановке "Чародей Михаил Высотский", сопровождая ее гитарной игрой.

В период работы в Малом театре Сазонов в течение двух лет безотрывно от работы учился в институте им. Гнеcиных на дирижерско-композиторском факультете. Затем брал уроки по теории музыки и гармонии у композитора Н.С. Речменского, пользовался консультациями у композитора Будашкина.

Играл В.С. Сазонов на больших гитарах о добавочными струнами венских мастеров Шерцера, а затем – Битнера. Струны были металлические, т.к. музыкант считал, что звучат они ярче и громче, а поэтому незаменимы для концертной эстрады. Применение добавочных струн считал вполне оправданным и пользовался ими весьма деликатно, вовремя приглушая их, но зато их применение позволяло ему брать такие аккорды, которые на семиструнной гитаре брать было невозможно.

Игра Владимира Станиславовича Сазонова была необы-чайно музыкальной, очень техничной и обладала замеча-тельно красивым тоном. В игре Сазонова чувствовался большой незаурядный музыкант. Именно музыкант, а не только гитарист. Его аккомпанемент поражал обилием звуков и пассажей, очень красивых, идущих как бы фоном сопровождающегося вокала, который мог бы составить конкуренцию даже лучшим пианистам.

Скончался Владимир Станиславович Сазонов 30 июня 1969 года. Похоронен на Калитниковском кладбище в г. Москве. На могиле поставлен памятник с барельефом музыканта и гитара, на которой оборвались струны. О Сазонове в газете "Советская Россия" от 17.01.1964 была опубликована статья Л. Анисимовой  под названием "Гитары тихий звон".

 

По: А. ЛАРИН "Биография гитариста
Сазонова Владимира Станиславовича"
 

Статья к 100-летию со дня рождения В. С. Сазонова
на сайте "История гитары в лицах"


TopList