САРЕНКО Василий Степанович (род. 29.06.1814, Воронеж, ум.
17.06.1881, Орел), – русский гитарист-семиструнник и композитор. Учился
на медицинском факультете в Москов-ском университете (окончил в 1833 г.),
спустя несколько лет после окончания
университета защитил докторскую
диссер-тацию и получил степень доктора медицины, служил воен-ным врачем. Много личного времени уделял гитаре. Счита-ется последним представителем гитарной школы Андрея
Осиповича Сихры.
Опубликовал 14 оригинальных пьес для гитары и
несколько транскрипций. Несмотря на то, что
В. С. Саренко был выдающимся исполнителем, он почти не выступал на публике и очень редко давал уроки игры на гитаре. Близкий
друг прославленного русского гитариста Ф.М.
Циммермана (1813-1882).
ЛИТЕРАТУРА:
-
Стахович М. История семиструнной гитары. С.-Пб., 1864.
-
Вольман Б. Гитара в России. Ленинград: Музгиз, 1961.
-
Вольман Б. Гитара и гитаристы. Л.: Музыка, 1968.
-
Иванов М. Русская семиструнная гитара. М.:Музгиз, 1948
-
Классическая гитара в России и СССР, под ред. М.С. Яблокова.
Тюмень-Екатеринбург, 1992.
-
Тимофеев О.В. Золотой век русской гитары: репертуар,
исполнительская практика и социальные функции русской семиструнной гитарной
музыки, 1800-1850. Дисс., 1999.
-
The New Grove Dictionary of Music & Musicians. Washing-ton:
Grove's Dictionary of Music, 2001 (2nd Edition).
-
Russian composers and musicians: A biographical dictiona-ry.
Compiled by Alexandria Vodarsky-Shiraeff. New York: H. W. Wilson, 1940.
-
Powrozniak Jozef. Gitarrenlexikon. Berlin: Verlag Neue Musik,
1979.
-
Prat Domingo. Diccionario biografico; bibliografico,
historico, critico de guitarras (instrumentos afines) guitarrsitas
(profeso-res, compositores concertistas, lahudistas, amateurs) guitar-reros
(luthiers) danzas y cantos; terminologia. Buenos Aires: Romero y Fernandez,
1934.
-
Zuth Josef. Handbuch der Laute und Gitarre. Vienna: Verlag der
Zeitschrift fur die Gitarre, 1926.
* * *
ГЕНЕРАЛ - ГИТАРИСТ САРЕНКО
http://vcg.lute.ru
КРАСЮКОВ
Александр Павлович
Настоящая работа – дань памяти творчеству композитора-гитариста Саренко Василия
Степановича, которому в 2004 году исполняется 190 лет со дня рождения.
• Саренко Василий Степанович
• Университетские товарищи
• Служба
• Гитарист
• Стиль игры
• Композитор
• Товарищи
• Верность гитаре
• Наследие
• Послесловие
• Краткий справочник отдельных имён, указанных в работе
• Слова благодарности составителя
• Литература
Саренко Василий Степанович
Основоположником российской гитарной школы является музыкант, прекрасный арфист
Андрей Осипо-вич Сихра (1771-1850), родившийся в период правления Екатерины II
(годы правления 1762-1796) и поселивший-ся в Москве в конце XVIII века. В ранний
период творчества он изда-вал свои сочинения не только для арфы, но и для
фортепиано и гитары. Ввёл в практическое музицирование семиструнную гитару, за
которой со временем закрепилось название "русская". Биографический словарь
Русского исторического общества назвал Сихру "патриархом русских гитаристов".
С именем Сихры связывают "золотой век" в истории русской гитары. Он воспитал
поистине замечательную плеяду гитаристов, благодаря которым инструмент получил
распространение и признание по всей России. Создал труд "Теоретическая и
практическая школа для семиструнной гитары", изданный в 1832 и 1840 гг. За
"трудолюбие к искусству" был "пожалован" Императором Николаем I орденом.
Сихра был обаятельным и доброжелательным человеком, обладавшим ясным умом и
мудростью, снискавшим непреходящую славу благодаря огромной и бескорыстной
деятельности по популяризации, пропаганде гитары в России.
После ухода из жизни А.О.Сихры в 1850 году, дальнейшее совершенствование его
творческого метода перешло, по свидетельству М.А.Стаховича, к одному из учеников
Сихры, талантливому гитаристу-композитору Василию Степеновичу Саренко.
В.С.Саренко родился 29 июня 1814 года в городе Воронеже в небогатой чиновничьей
семье. Это было время правления Императора Александра I (годы правления
1801-1825). Детство Саренко прошло в довольно суровой обстановке: осиротев в
очень раннем возрасте, жил в семье своего старшего брата, учителя Орловской
гимназии.
После домашней подготовки его отдали сначала в уездное училище, а потом по
окончании курса, в гимназию. Детские и юношеские годы Саренко прошли в
непрерывных заботах о своём образовании. Впоследствии он часто вспоминал, как в
детстве переутомлялся и иногда по вечерам дремал от усталости над учебниками, за
что и получал удары линейкой и грубые подзатыльники. После гимназии Саренко
поступает за казённый счёт в Московский университет.
Университетские товарищи
19 сентября 1829 года Саренко был принят на медицинское отделение Московского
университета и попал в непосред-ственное окружение будущего великого критика
Виссариона Белинского.
Молодой Саренко жил в студенческом общежитии в одной комнате с Белинским,
Чистяковым, Нечаевым, Матюшенко, Аргилландером и входил в "литературное общество
11 нумера", организованное В. Белинским и М.Чистяковым. В обществе состояли
Н.Аргилландер, И.Нечай, П.Петров и М.Чистяков, поступившие в университет в 1828
г., а также В.Саренко и М.Поляков, поступившие в 1829 г.
Принимая во внимание крайне ограниченные средства к жизни, можно предположить,
молодому Саренко нелегко жилось в Москве в годы студенчества.
Служба
В июне 1833 г. Саренко окончил университет со званием лекаря 1-го отделения и
начал свою службу в должности военного врача в Ораниенбауме.
Принимал участие в первой в России пересадке роговой оболочки глаза человеку в
1838 году. Сообщение об этой операции помещено в "Трудах общества русских
врачей", т.YI, вышедшем в свет в Петербурге в 1856 г., и в статье доктора
медицины В.С.Саренко "Органическое восстанов-ление повреждённой роговой оболочки
левого глаза". Василий Степанович пишет: "Прежде чем приступить к описанию этой
операции, не лишне будет представить краткий обзор органического восстановления
потерянных частей животного тела вообще". После этого он приводит сведения из
зарубежных источников о "пересаждении" перьев, волос, шпор и когтей у птиц,
зубов, кусков кости, кожи. Далее Саренко пишет: "Органическое восстановление
повреждённой роговой оболочки левого глаза было сделано доктором Ю.Ф.Иенкеном
(ординатором Петербургской глазной лечебницы) под руководством лейб-медика
Мандта. Был свидетелем операции, не стану описывать её пространно, скажу лишь,
что повреждённая роговая прозрачная оболочка глаза у мальчика была заменена
такою же, взятой от кролика: что операция была трудная, продолжительная и не
имела желаемого успеха". Информа-ция об этой уникальной операции приведена в
работе заведующего глазным отделением первой Рижской городской клинической
больницы, кандидата медицинских наук С.Г.Магильницкого.
В 1842 году Саренко служил в Калинканском морском госпитале. В 1848 г. состоял
штаб-лекарем и проживал в Нарвской части в доме под литерами К.Л.Г. в
Санкт-Петербурге. Как доктор, Саренко, по отзывам его пациентов и сослуживцев,
довольно хорошо разбирался в диагностике, обладал замечательным чутьём; кроме
того, больные любили его за спокойствие и хладнокровие, за весёлый, добрый,
приветливый характер, благотворно влиявший на больных пациентов. Всё это
позволило молодому врачу стать популярным.
Когда заболел Великий князь Михаил Павлович (брат Императора Николая I), Саренко
был приглашён к нему и получил благодарность за успешное лечение. Полагаю, что
благодарность Великого князя была вызвана влиянием со стороны его жены Великой
княгини Елены Павловны, поддерживавшей отношения со многими деятелями культуры.
Среди них были поэт Ф.И. Тютчев, писатель князь В.Ф. Одоевский, музыкант граф
М.Ю. Виельгорский. Елена Павловна основала Русское музыкальное общество и стояла
у истоков Петербургской консерватории, пожертво-вав на это крупные суммы и продав
свои драгоценности. Основала Елисаветинскую детскую больницу в Петербурге. Во
время Крымской войны (1854-1856) вместе с великим хирургом Н.И. Пироговым
сформировала первую в России организацию сестёр милосердия. Вероятно, успешное
лечение и благосклонность Великого князя повлияли на повышение Саренко по
службе; повышение это выразилось в том, что его перевели в Петербургский
кадетский корпус.
С переводом в Петербург материальное положение врача значительно улучшилось. Это
было весьма кстати, так как он женился очень рано и сильно нуждался в деньгах,
особенно с увеличением семейства.
Обязанности врача в кадетском корпусе дали ему больше времени для занятий своим
любимым искусством - музыкой.
Увлечение гитарой в определённой мере способствовало повышению общего уровня
развития Василия Степановича и благотворно сказывалось на его профессиональной
деятельности. Так, 11 июля 1854 г. он получил степень доктора медицины в
медико-хирургической академии.
В 1855 г. на Российский престол взошёл Император Александр II (годы правления
1855-1881) .
С 1855 по 1878 г. Саренко был старшим лекарем 2-го СПб. Кадетского корпуса. Ему,
как военному врачу, было присвоено звание генерала. До 1881 г. числился в
"Российских медицинских списках".
С.Г.Магильницкому с помощью московского библиографа В.А.Невского удалось
получить сведения, что Саренко - автор 20 работ по медицине, из них 12 по
офтальмологии, включая диссертацию, написанную на латинском языке.
Гитарист
Василий Степанович основательно изучил гитару сначала самостоятельно, а потом
под руководством А.О.Сихры. Всю жизнь вспоминал он о своём учителе с глубоким
уважением и свято хранил его портрет.
Окончив занятия, Саренко остался с А.О.Сихрой в самых дружеских отношениях,
бывал у него дома и не раз помогал престарелому композитору, обременённому
заботой о большой семье.
Но выше всех Саренко ценил талант и игру Ф.М.Циммермана. Между ними установились
тёплые и дружеские отношения. Василий Степанович частенько гостил у Циммермана в
имении, а тот у него в Петербурге. Саренко постоянно старался заставить
Циммермана записывать свои гитарные импровизации и кое-что записывал и
транспонировал сам.
Трудно представить, как сильно В.С. любил гитару; он играл на ней не менее 3-4
часов в день: утром до службы и вечером перед сном. Летом, живя на даче, часто
уходил для занятий в лес.
"Только при страстной любви к музыке и можно достигнуть что-либо на гитаре", -
говорил он. Золотые слова достойные быть вырезанными золотыми буквами на
скрижалях истории нашего инструмента!
Приводим в высшей степени характерный эпизод из жизни Василия Степановича,
рассказанный художником Сухоров-ским. "Однажды ночью сильно заболела моя жена. Я
бросился к первому попавшемуся доктору и очутился у В.С.Саренко. Прислуга
привела меня в спальню, где я увидел доктора, сидящего на кровати и играющего на
гитаре.
Он кивнул мне головой на стоявшее возле него кресло и продолжал играть.
- Доктор, - говорю я - извините.
- Сейчас, сейчас, - перебил он меня. -Вот слушайте…
Растёт…
- Простите, всё это прекрасно…
- Только одну минуту, - перебил он меня, - Слушайте
дальше. Какова музыка? А?
- Очень, - говорю превосходная, только…
- А вот и финал… Слушайте, слушайте…
Так проморил он меня около получаса, прежде чем мы отправились домой. Долгом
считаю прибавить, что жене он очень помог , а играл он как никогда я больше не
слыхивал …
Превосходно играл…"
М.А.Стахович, свидетельствуя о том, что после смерти А.О.Сихры Василий
Степанович занимал первое место среди петербургских гитаристов как "игрок
удивительный", писал следующее:
"Саренко - ученик Сихры, занимающийся музыкой и следящий за её современным ходом
в применении к нашему инструменту, разборчивый, с тонким вкусом, опытный игрок и
мастер замечательный в сочинении для нашего инструмента - маэстро; и дай Бог ему
более и более успеха в деятельности для пользы семиструнной гитары"[1]
.
А.И.Дюбюк (известный пианист, ученик Фильда, композитор написавший музыку ко
многим популярным романсам) отзывался о Саренко так же с большой похвалой:
"Игрок был первоклассный и музыку знал превосходно, имел много вкуса и фантазии
и вообще был всесторонне развитым музыкантом. Играл элегантно, чисто, плавно;
струны у него пели и в быстрых и в медленных темпах…А уж как любил гитару.
Только и разговору что о ней!…"
Иногда он брал гитару в корпус, собирал больных кадетов. Они очень любили его и
слушали с восторгом его игру.
Саренко очень любил детей, а они платили ему тем же. У себя дома часто возился с
ними по целым часам. В особенности любил пускать бумажных змеев и так ими
увлекался, что удивлял посторонних.
Стиль игры
Саренко обладал "крупным" звуком, как сейчас стало принято выражаться. Его
внимание было приковано к чёткости и внятности извлечения звука. Главное в
методе Саренко было найти красивый звук тона и его тембральные краски. Особенно
красиво звучала его гитара в высоких позициях. Несмотря на то, что большая часть
его сочинений не дошла до наших дней, принципы подхода к игре ясны и
перекликаются с современным взглядом на вопрос звукоизвлечения на указанном
инструменте. Он обращал самое серьёзное внимание на качество звука, получения
чистоты его тона и прилагал много усилий для достижения желаемого результата.
Неутомимо, часами он комбинировал музыкальные фразы, меняя тембр звучания и от
души наслаждаясь большой палитрой музыкальных красок. По свидетельству очевидцев
его игру можно было слушать очень долго. Играя, Саренко любил в процессе
исполнения эмоционально подчеркнуть некоторые, удачные на его взгляд места в
музыкальном произведении.
Композитор
Как композитор, Саренко является ярким представителем школы А.О.Сихры. Однакуо
на его игру сильно повлиял Ф.М.Циммерман.
Превосходная гармонизация, блестящая виртуозность, изящество и гибкость мелодии,
смелая аппликатура, мастерская компоновка, превосходное знание и умение
пользоваться всеми музыкальными средствами и эффектами инструмента – всё это
составляет неоспоримые достоинства его произведений. Его этюды – прелестные
маленькие фантазии, настоящие перлы в литературе гитары. Сочинения Василия
Степановича лучше всего дают представление об его элегантной, певучей игре. В
особенности славятся "Романс без слов", маленькая фантазия; фантазия на романс
"Бывало, бывало". Газета "Северная пчела" писала (1852 г. № 100 от 5 мая): "на
днях слышали фантазию известного нашего любителя музыки В.С.Саренко (ученика
г-на Сихры) на романс графа Виельгорского "Бывало, бывало". За томной и
серьёзной интродукцией следует самый романс, который особенно мил на гитаре, а
потом анданте, (выражающее) оригинальную мысль самого автора, в стиле
Шубертовских мелодий. Это анданте своей изящной простотой и естественностью хода
гармонии чрезвычайно понравилось. В заключение – блестящий финал. Эта фантазия
весьма приятный подарок любителям гитары. Вообще, во всех сочинениях г-на
Саренко видно много вкуса и знание инструмента"
Заслуживает высокой оценки и блестящая по замыслу пьеса "Украинская пляска",
– стройное музыкальное произведение, написанная для гитары соло. Пьеса эта
переложена для оркестра и 27 июля 1902 года была исполнена в Сестрорецком
курзале симфоническим оркестром под управлением Булериана. Следует упомянуть ещё
о переложении "Украинской пляски" для пяти гитар, сделанном Д.Г. Лободою,
руководителем Киевского кружка гитаристов.
Этюды Саренко в своё время были высоко оценены А.О.Сихрой, поместившим этюды №1
и №4 в свою школу. Из последних особенно интересен этюд №2.
В числе оригинальных произведений Саренко следует упомянуть его фантазию "На
берегу моря".
Без сомнений, не все произведения Саренко уцелели, многое осталось неизданным, в
рукописях. Но и то, что перечислено, составляет крупный и ценный вклад в
сокровищницу гитарной литературы и ставит имя Саренко в один ряд с именами её
лучших композиторов.
Все сочинения Саренко были приобретены и изданы первоначально музыкальной фирмой
И.Пеца, а затем перешли в собственность фирмы Ф.Стелловского и ещё позже
московской фирмы А.Б. Гутхейля.
Товарищи
Со многими гитаристами Саренко был в самых дружеских отношениях. Кроме Сихры и
Циммермана, у него бывали Морков, Палевич (ученик Моркова), с которыми он играл
дуэты. Его знали М.А.Стахович и С.Н.Аксёнов. Последний даже подарил ему рукопись
своего знаменитого дуэта из Септета Бетховена. В числе его гостей были
композиторы Даргомыжский, Мусоргский, Соколов (автор известных русских
романсов), певцы русской оперы: известный Петров и Васильев, бывал также
Варламов. Они очень любили слушать игру Саренко.
Из числа гостей немузыкантов бывали сенатор Чернышёв и известный педагог
Евтушевский. Саренко почти не играл публично и не выступал в концертах. Весьма
неохотно cоглашался давать уроки. При публике не мог играть вследствие сильного
волнения, овладевавшего им до того, что ему казалось, будто число струн
удваивается. Как учитель же был очень нетерпелив и раздражителен. Тем не менее,
никому не отказывал в содействии, и один из его учеников, Микулин (хорист
Мариинского оперного театра, ученик также и В.И.Моркова), был в своё время
весьма выдающимся гитаристом.
Саренко, как доктор, вообще избегал всяческих волнений, вредно отзывавшихся на
его организме, а как музыкант, сам слишком много работал, чтобы отдавать своё
время другим.
Верность гитаре
Саренко дожил до глубокой старости, до конца оставаясь верным своему
инструменту, хотя кроме него, он ещё очень любил виолончель и хотел даже
заниматься ею, но, выражаясь его же словами, как-то совестно было изменить
гитаре.
В последние годы своей жизни он уже меньше занимался музыкой вследствие упадка
сил и частых припадков удушья. Кроме того, на него удручающе действовал
недостаток сочувствия в обществе к инструменту. Из числа немногих ветеранов ему
пришлось пережить "золотой век гитары". Его друзья и старые гитаристы уже
покоились в земле, и он, так любивший гитару, не мог не страдать душою из-за
падения интереса к гитарной музыки и от того безобразия, которое творили разные
новаторы, вроде Чекрыгина и его последователей.
Ход истории сложился так, что последний год правления Императора Александра II – 1881 совпал с последним годом жизни Саренко. Василий Степанович скончался 17
июня 1881 г. близ города Орла, во время поездки к своей дочери, жене
преподавателя Орловского реального училища, господина Чупанова. Ещё лет за пять
до того у него начались приступы удушья, наступавшие обычно после некоторой
неумеренности в пище. Надо сказать, что Василий Степанович очень любил покушать
и обладал хорошим аппетитом. За полгода до смерти его здоровье стало резко
ухудшаться. Болезнь лёгких давала о себе знать: последний припадок удушья
начался 15 июня и продолжался уже до самой смерти.
Несмотря на сильные страдания, он до последних минут не терял сознания и
бодрости духа. 17-го июня 1881 г. в пять часов по полудню он тихо скончался на
руках своих близких. Из Орла тело его перевезли в Москву, где и похоронили на
кладбище Покровской общины сестёр милосердия. На его могиле возвышается
гранитный памятник с надписью: "Василий Степанович Саренко. Скончался 17 июня
1881 года".
С кончиной Саренко гитаристы и почитатели гитары потеряли последнего
представителя школы Сихры и талантливейшего композитора, внёсшего достойный
вклад в дальнейшую разработку гитарной техники.
Наследие
Всех сочинений В.С.Саренко, согласно биографическому очерку В.А.Русанова,
напечатанного в 1906 г., имелось в печати в те годы 14 номеров:
1. Тема с вариациями
2. Этюд №1
3. Романс без слов
4.
Два этюда №2 и №3
5. Вальс Шопена и тирольский вальс
Циммермана
6. Фантазия на любимый романс "Бывало,
бывало" графа Виельгорского
7. Картина из оперы "Мария ди Роган",
муз. Доницетти
8. Романс из оперы "Риголетто", муз. Верди
9.
Баркарола из оперы "Линда ди Шамуни",
муз. Доницетти
10. Этюд №4
11. Прелюдия Шопена
12.
Фантазия
13. На берегу моря (Иммитационная пьеса)
14. Украинская пляска
Кроме того, в Библиографическом музыкально-литератур-ном словаре-справочнике
русских и советских гитаристов "Классическая гитара в России и СССР",
составленном М.С.Яблоковым и вышедшем в 1992 г., указано, что этот список
следует пополнить произведениями:
15. Романс "Юноше, горько рыдая",
муз. Даргомыжского
16. Этюд, муз. Джулиани
17.
Вариации на русскую тему "Ох, болит"
Послесловие
В течение долгого времени музыкальные произведения Саренко были забыты.
Благородную работу по воссозданию исполнительских традиций позапрошлого столетия
ведёт гастролирующий гитарист Владимир Маркушевич. Основу репертуара артиста
составляют сочинения русских композиторов, входивших в гитарную элиту XIX века:
А.О. Сихра, М.Т. Высоцкий, В.С. Саренко, Ф.М. Циммерман и др.
Интерес к творчеству Саренко проявил и датский гитарист Лайф Кристенсен,
записавший целый диск с его произведениями. Для того чтобы не нарушать
художест-венного замысла композитора и лучше донести его сочинения до слушателей
Кристенсен освоил семиструнную гитару.
В настоящее время удалось найти в воронежских библиотеках (Областная им.
Никитина И.С. и Городская музыкально-театральная) 4 произведения Василия
Степано-вича – 3 этюда и Украинский танец. Пятое сочинение "Ноктюрн" прислал
Руднев Сергей Иванович в составе книги "Русский стиль игры на классической
гитаре".
Изучение творческого наследия будет продолжено и настоящая работа – первая дань
памяти творчеству композитора-гитариста Саренко Василию Степановичу, которому в
2004 году исполняется 190 лет со дня рождения.
Краткий справочник отдельных имён,
указанных в работе
Великий князь Михаил Павлович (1798-1849) – младший сын Императора Павла I
(1754-1801), брат Императора Николая I (1796-1855). Династия Романовых.
Cтахович Михаил Александрович (1819-1858) – гитарист-диле-тант, ученик А.Сихры и
М.Высоцкого. Историк семиструнной гитары, автор "Очерки истории семиструнной
гитары". Окончил словесный факультет Московского университета. Поэт, писатель,
собиратель русских народных песен. Заслуги перед гитарой поистине бесценны. Им
положено начало истории русской гитары.
Циммерман Фёдор Михайлович (1815-1858) – "Паганини гитары"
– так называли его
современники. Брал уроки у А.Сихры. Родом их дворян. Много сил и времени отдавал
гитаре.. Его сочинения по музыкальному смыслу, гармонии заметно отличаются от
сочинений других гитаристов. Гений Циммермана считался непревзойдённым и Саренко
ставил его игру выше всех.
Русанов Валериан Алексеевич (1866-1918) – одна из самых заметных фигур в
гитарном мире. Педагог, гитарист, композитор, историк гитары, журналист. Автор
книги "Гитара в России". Объединил лучшие силы страны, его журнал "Гитарист"
являлся источником ценнейшей информации, вестником прогрессивных течений и
надежд гитаристов.
Воронцов Юрий Васильевич (1914-2002) – сделал необычайно много для становления и
развития музыкальной культуры Воронежа. Окончил физико-математический факультет
Воронеж-ского Государственного университета и музыкальное училище. Дипломант
Первого Всесоюзного конкурса гитаристов. Исследо-ватель музыкальной жизни
Воронежского края. Имеет много печатных работ, в том числе книги: "Музыкальная
жизнь дореволюционного Воронежа", "70 лет Воронежскому симфоническому оркестру".
Композитор, прославился своей песней "На воронежских просторах", писал для
гитары. Заслуженный работник культуры Российской Федерации, лауреат премии им.
М.Е. Пятницкого, имеет более 10 государст-венных наград. Избирался Председателем
Воронежской компо-зиторской организации и в состав руководящих органов Союза
композиторов России. Был в дружеских отношениях с Красюко-вым Павлом Антоновичем
(1917-1981) (доцент Воронежского Государственного университета, кандидат наук,
играл на мандолине, отец составителя настоящей работы – Красюкова Александра
Павловича), играл на гитаре у него дома, учил вдохновенно и с удовольствием
премудростям инструмента, просвещал и зажигал своим энтузиазмом.
Ширялин Анатолий Владимирович – автор многих работ по философской проблематике,
творец романов и повестей, художник, гитарист-исполнитель, педагог, гитарный
композитор, автор многих статей по истории гитары. Заслуженный работник культуры
Российской Федерации, член Союза писателей России. Автор книги "Поэма о гитаре",
создатель "Саги о великом гитаристе" – Сергее Орехове, которого знал лично и
общался с ним не одно десятилетие. Сергей Орехов на подаренной грампластинке
назвал Анатолия Владимировича Ширялина своим "глубочайшим и сердечным другом".
А.В. Ширялин сердечно поддерживает воронежских энтузиастов гитары, что и
воздаётся ему большой, искренней благодар-ностью, уважением и почтением.
Руднев Сергей Иванович (1955) – гитарист-исполнитель и композитор, автор
оригинальных произведений для гитары, исполняемых известными гитаристами.
Участник всемирного фестиваля во Франции (г. Кольмаре). Успешно выступал с
гастролями в Польше, Венгрии Израиле, Австрии, Испании. Выступал в Америке и
издал там свои сочинения для гитары. Автор фундаментальной
научно-исследовательской работы не имеющей аналогов – "Русский стиль игры на
классической гитаре" (Тула 2002). На первом томе указанной книги в 2004 году
Руднев собственноручно написал: "Красюкову Александру от автора-составителя.
Здесь помещена хорошая русская музыка. Надеюсь, что она будет звучать на
концертах, она того стоит. С.Руднев".
Яблоков Михаил Сергеевич – российский гитарист педагог, публицист и историк
гитары. Под его редакцией в 1992 году вышла знаменитая, фундаментальная и
уникальная книга "Классическая гитара в России и СССР", а в 2001-2002 гг. издан
в двух томах "Историко-биографический словарь-справочник мастеров классической
гитары". Кандидат исторических наук, диссертация "Духовная жизнь Тобольской
губернии (вторая половина XIX в.). Яблоков М.С. слышит не только голос гитары,
но и голос её энтузиастов в Воронеже и по всей России.
Слова благодарности составителя
Считаю своим долгом поблагодарить всех, кто своим участием, советами и помощью
способствовал и подвигнул на написание настоящей работы. Я как составитель при
их поддержке сложил воедино и систематизировал, то, что существовало и было
написано ранее.
Яблокова Михаила Сергеевича – благодарю за доброжела-тельность и человеческую
отзывчивость к воронежским гита-ристам. Вы настоящий патриот музыки, внёсший
неоценимый вклад в историографию гитары. Взяв в руки Вашу книгу, подумал: какая
громадная! Но, начав её читать, понял – она грандиозная! Ценность Вашего труда
неизмерима и только время определит его величие.
Ширялина Анатолия Владимировича – благодарю за внимание, просветительство,
личную помощь воронежским гитаристам. Ваши книги "Поэма о гитаре", "Сага о
великом гитаристе" серьёзный вклад в историографию гитары. Ваши труды достойны
почитания, изучения и глубокого осмысления во времени.
Руднева Сергея Ивановича – благодарю за чуткое отношение, понимание и
отзывчивость к нам провинциальным энтузиастам гитары, за большой и благородный
труд по созданию замечательного труда "Русский стиль игры на классической
гитаре", который открыл путь к глубокому познанию гитарного исполнительства.
Велика значимость книги "Русский стиль игры…", работа по содержанию великолепна.
Волкова Валерия Дмитриевича – благодарю за большой труд по изданию журнала
"Гитаристъ", который для провинциального Воронежа служит главным "окном" в
гитарный мир. Каждый номер журнала ждём с нетерпением и неутолимой "музыкальной
жаждой". Возглавляемый Вами "Гитаристъ" наполнен неиссякае-мой культурной и
духовной аурой.
Абакумова Виктора Михайловича – благодарю за дружескую поддержку и
квалифицированную научную помощь в изыскании исторических материалов по
университетским товарищам В.С.Саренко. Как ведущий библиограф отдела редких книг
Научной библиотеки Воронежского Государственного универси-тета Вы оказали
неоценимую услугу.
Березину Татьяну Михайловну – благодарю за высококвали-фицированную
профессиональную помощь в изыскании уникальных научных материалов по
деятельности В.С.Саренко на медицинском поприще. Как Главный библиограф
Воронеж-ской Государственной медицинской академии Вы внесли значительный вклад в
освещение многогранной деятельности В.С.Саренко.
Лысикова Виктора Ивановича – благодарю как человека, высекшего первую искру для
настоящей работы, человека большой души и доброго сердца, Заслуженного работника
культуры Российской Федерации, знатока, профессионала и трудолюбивого мастера
гитары, обратившего свой жизненный опыт на поиск истинно русского стиля игры,
путь познания которого привёл к русской классической семиструнной гитаре.
Спиридонова Николая Леонардовича – благодарю как большого энтузиаста гитары,
великолепного знатока фламенко, обладающего большими познаниями в указанном
жанре, имевшего честь лично знать титана гитары – Сергея Орехова.
Шевцова Александра Ивановича – благодарю за отзывчивость и предоставленную
информацию, которая послужила не только фундаментом, но и позволила придать
стройность и историчес-кую достоверность всей работе.
Соловьёва Александра Владимировича – благодарю за пропаганду русского стиля игры
на шестиструнной гитаре, за неутомимость в поиске музыкальных произведений для
гитары, за музыку, которую исполняет с душой и чувством.
Лютую Римму Викторовну – благодарю за внимание, оказанное при сборе материалов
для работы. Благодарю как литератора, искусствоведа, Ответственного секретаря
правления Воронеж-ской организации Союза композиторов России.
Красюкову Викторию Александровну – благодарю за помощь по редактированию
настоящей работы, несмотря на занятость по сдаче сессии в Воронежской
медицинской академии. Даже малая капля труда для гитары пополняет море музыки и
искусства.
Литература
1. Волков В.Д. 200-летие гитары в России (от М.Т. Высотского до С.Д.Орехова) //
Гитаристъ, 1999. №1.
2. Волков В.Д. Небольшая беседа с Анастасией Бардиной // Гитаристъ, 1999. №1.
3. Вольман Б.Л. Гитара и гитаристы. - Л.: "Музыка", 1968.
4. Гурьянов В.П., Сорокин В.В. Биографический словарь университетских товарищей
Белинского//Литературное наследство. - М.: АН СССР, 1950. т.50-кн.2 с.422-436.
/Саренко Василий Степанович/ Воронеж 29.УI.1814-17.УI.1881 /Орёл/.-врач-писатель
с.423,424,431,434.
5. Иванов М. Русская семиструнная гитара. - М.: Музгиз, 1948.
6. Иванова-Крамская Н.А. Цикл статей по краткой истории гитары. // "Музыка и
время", 2000-2002.
7. Магильницкий С.Г., (кандидат медицинских наук, зав. Глазным отделением 1-й
Рижской городской клинической больницы). Первая пересадка роговой оболочки
человеку (1838)" - Интернет
8. Пчелов В.В. Романовы. История династии. - М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2001.
9. Руднев С.И. Классическая гитара в русском стиле или новое о старом. //
Гитаристъ, №1, 2002.
10. Руднев С.И. Русский стиль игры на классической гитаре. - Тула: Из. дом "Ясная
Поляна", 2002.
11.Сафонов Л.Г. Страницы летописи культуры Воронежского края. - Воронеж: Из.
общественной редакции "Живая память", 2000.
12. Ширялин А.В. Поэма о гитаре. - М.,1994.
13. Ширялин А.В. Сага о великом гитаристе.
14. Яблоков М.С. Классическая гитара в России и СССР. Тюмень-Екатеринбург: Из.
"Русская энциклопедия", 1992. с.1659-1664.
_________________
[1] Автор ошибается, приведенная им
характеристика в оригинале "Очерка истории семиструнной гитары" М. Стаховича
относится не к Саренко, а к Владимиру Моркову. (Ред. проекта "ГиК").
Книга А. П. Красюкова "Саренко.
Жизнь и гитара. [К 200-летию со дня рождения]" – Воронеж, 2012:
читать и
скачать PDF.