РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844-1908), российский композитор, дирижер, музыкально-общест-венный деятель.
Член "Могучей кучки". Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром
сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта; немаловажна роль и образов Востока. Римский-Корсаков –
мастер инструментовки, новатор гармонии.
15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые и др.), в том числе "Псковитянка" (1872), "Майская ночь" (1879), "Снегурочка" (1881), "Садко" (1896),
"Царская невеста" (1898), "Кащей бессмертный" (1902), "Сказание о невидимом граде Китеже..." (1904), "Золотой
петушок" (1907); "Испанское каприччио" (1887), "Шехеразада" (1888) и другие сочинения для оркестра,
романсы, обработки русских народных песен и др. Завершил ряд произведений М. П. Мусоргского, А.П. Бородина, А. С. Даргомыжского. Профессор Петербургской
консерватории (с 1871), директор Бесплатной музыкальной школы, руководитель Беляевского кружка. Глава композиторской
школы.
***
Николай
Андреевич Римский-Корсаков говорил: «Мой род – это сказка, былина и непременно русские». Композитора вдохнов-ляла красота
народного искус-ства: песен, сказаний, обрядов. Страницы русской истории, экзотические образы Востока, картины
природы словно оживают в музыке Римского-Корсакова.
Еще мальчиком полюбив море, Римский-Корсаков поступает учиться в Морской корпус, по окончании которого совершает
кругосветное плавание, ставшее источником творческой фантазии на многие годы.
Сблизившись с М. А. Балакиревым, молодой офицер овладевает основами композиторского мастерства, входит в кружок «Могучая кучка».
Римский-Корсаков – создатель 15 опер, очень разнообраз-ных по содержанию. В первой опере – «Псковитянка» (1872) –
повествуется о драматических событиях, связанных с образованием единого Русского государства. Особенно притягивают
композитора сказочные образы. В операх, написанных по повестям «Майская ночь» и «Ночь перед рождеством» Н. В. Гоголя, мягкий,
светлый юмор сочетается с поэтичностью вымысла. Опера «Снегурочка» (по "весенней сказке" А. Н. Островского, 1881) показывает
жизнь сказочных берендеев неотделимой от природы, ее одушевленных фантастических сил.
Композитора привлекает былина о новгородском гусляре Садко (симфоническая картина «Садко» и написанная в 1896 г.
одноименная опера), старинные легенды («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», 1904).
В операх «Царская невеста» (по драме Л. А. Мея, 1898), «Моцарт и Сальери» (по одноименной трагедии А. С. Пушкина, 1897) в
центре внимания оказывается драма отдельных личностей, их трагическая судьба.
Ярко проявился талант Римского-Корсакова и в инструментальной музыке. В фрагментах из опер (например, «Три чуда» из «Сказки о царе Салтане») и в
программных симфонических произведениях («Шехеразада», «Испанское каприччио») чарующими красками оркестра создаются картины морских
просторов, битв, волшебных превращений...
Из камерных сочинений наибольшую художественную ценность представляют романсы (всего 79).
Не только творчество, но и вся деятельность Римского-Корсакова стала украшением русской музыкальной культуры.
Много сил и времени он отдал завершению произведений А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, А. С. Даргомыжского, обработке народных песен.
Большая общественная деятельность, выступления в качестве дирижера сочетались у композитора с педагогической работой в Петербургской консерватории.
Среди его учеников – А. К. Лядов, А. К. Глазунов, С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский и другие.
В 1905 году Н. Римский-Корсаков выступил на стороне революционно настроенных студентов, за что был исключен из состава
профессоров. Возвращение его в консерваторию явилось крупной победой демократических сил. Испытав воздействие
прогрессивных идей своего времени, Римский-Корсаков в музыке выразил веру в торжество добра и красоты.
("Энциклопедический словарь юного музыканта", М., 1985)
|
Фортепиано |
MP3 |
|
8-струнная гитара (Ал. Виноград) |
MP3
|