РЕЙНХАРДТ
Жан Батист "Джанго"
(Jean Baptiste "Django" Reinhardt), 23.01.1910-16.05.1953, –
выдающий-ся европейский джазовый
гитарист, бельгийский цыган. Родился в не-большом местечке близ г. Шарлеруа в бельгийской провинции Брабант. Большая
часть детских и юношес-ких лет прошла в цыганском таборе под Парижем. Рано начал играть на скрипке, шестиструнном банджо и
гитаре: выступал в кафе, рестора-нах и танцевальных клубах,
демон-стрируя поразительные для его возраста
исполнительские способности. В 1928 г. получил во время пожара в таборе серьезные ожоги. Особенно пострадала левая рука:
фактически двигались лишь два пальца, указательный и безымянный.
Джанго Рейнхардт на полтора года был прикован к постели, а его музыкальная
карьера оказалась под вопросом. Начав практически заново учиться играть на
гитаре, он сумел пре-одолеть увечье, попутно разработав собственную
само-стоятельную технику игры. Друг и соратник Рейнхардта скрипач и пианист
Стефан Грапелли (1908-1997) впослед-ствии вспоминал: "Он смог научиться
удивительно ловко управляться двумя пальцами, но это не означает, что он не
использовал другие. Он использовал мизинец на струне Ми, а безымянный – на
Си. Это послужило основой для многих аккордовых аппликатур и прогрессий,
которые Джанго первым начал исполнять на гитаре."
Именно с Грапелли в 1934 году Рейнхардт основал просла-вивший их джазовый
квинтет "Quintette du Hot Club de France". Квинтет с самого начала
демонстрировал совер-шенство звука и формы в полной мере используя богатые
инструментальные возможности своей группы, покоряя слушателей
оригинальностью аранжировок, блестящим слиянием очень разных
индивидуальностей и безупречным свингом. В 1934 году небольшая компания
Ultraphone выпустила первую 78-оборотную пластинку квинтета, а уже начиная
со следующего года к его творчеству стали проявлять интерес и крупные
звукозаписывающие компании (Decca, Gramophone, Swing и HMV), которые вплоть
до начала войны постоянно выпускали пластинки группы достаточно крупными
тиражами. Всего же, по разным подсчетам, с 1928 (когда вышла первая
пластинка Рейн-хардта) по 1953 год было записано от 750 до 1000 пластинок с
именем Джанго Рейнхардта.
По мере того, как группа завоевывала все новую и новую аудиторию, в ее репертуаре стали
появляться и вещи Джанго. Одни из них, как например головокружительная Mystery Pacific, были высокоэнергетичными
сногсшибатель-ными номерами; другие, как Tears
– более сдержанными, лирическими, ностальгическими. Цыганское
происхождение автора, безусловно, накладывало отпечаток на мелодии Рейнхардта. Но в то же время он был открыт
джазовому влиянию во всех его проявлениях, не ограничивая себя никакими жесткими рамками. Таким же образом и Квинтет был
группой "с изменяемой геометрией" в том, что касалось инструментов, стиля и самих номеров.
До самого начала войны Джанго и его квинтет делили время между работой в студиях (все более частой), в клубах и популярными jam sessions в "Nuit Bleues" и "Swing Time". Состоялось несколько
крупных концертов и зарубежных гастрольных туров (в Испанию, Швейцарию, Голландию, Бельгию, Англию и Скандинавию). К 1939 г. карьера Джанго
Рейнхардта была на пике. Квинтет имел устойчивую
солид-ную репутацию. Сам Джанго получил все о чем мечтал,
в том числе выступив вместе со своим кумиром
американ-ским джазовым пианистом, композитором и
аранжиров-щиком Дюком Эллингтоном (1899-1974) в "Hot Feet". В этот момент, в самый разгар очень успешного тура по Британии, пришло жестокое известие о начале
войны и Рейнхардт срочно покидает Лондон и возвращается во Францию.
В оккупированном Париже он собрал новый "свинговый" квинтет с кларнетистом Губертом Ростеном (Hubert
Ro-staing), взяв в пример состав "короля свинга" американского джазового музыканта, кларнетиста
Бенни Гудмена (1909-86). Вскоре эта группа стала новым идолом парижских фанов: публика желала "свинга", джазовые записи внезапно стали продаваться тысячными тиражами.
Если до сих пор джаз во Франции был вотчиной посвященных энтузиастов, уделом избранных,
то теперь он стал всеобщим увлечением, в фокусе которого оказался новый квинтет и сам Hot Club de France. Как вспоминал
Шарль Делоне (Charles Delaunay): "Когда Джанго и его новая команда первый раз выступили на публике, в кинотеатре
"Нормандия", они были ошеломлены оказанной им встречей. Это была не просто реакция покоренной нации, стремящейся в развлечениях забыть свои неудачи и проблемы. Это был акт неповиновения, вызова оккупантам, вождь которых называл джаз "кривля-нием черных недочеловеков". Цыганский гитарист стал символом этого вызова.
Впрочем, любители джаза были и среди немецких офицеров (одним из них был Дитрих Шульц-Кон по прозвищу "Доктор джаз",
один из самых больших почитателей Джанго, не раз выручавший его в сложных ситуациях). Существовавший запрет на записи
американ-ского джаза еще более повышал ценность дисков, которые французские джазмены выпускали сотнями, используя
отвлеченные названия, чтобы скрыть их родство с американскими предшественниками.
Самая знаменитая вещь Рейнхардта, Nuages (Облака), была написана именно в этот период. По структуре и гармонии ее никак
нельзя назвать коммерческим хитом, однако, исполнив композицию в январе 1941 г., Джанго по просьбам пришедшей в экстаз аудитории
три раза повторил номер на бис. Другие сочиненные им в то время мелодии, положенные на слова, вскоре распевал весь Париж: Swing 41, Dinette, Crepuscule, Swing 42, Douce Ambiance. Эти хиты еще больше способствовали и без того
высокой популярности у публики "Nouveau Quintette du Hot Club de France", как теперь назвался состав Джанго,
с солирующими гитарой и кларнетом. В отличии от предвоенного периода, группа играла теперь в более строгом, близком к американскому оригиналу стиле, при этом с добавлением риффов, скорее всего, навеянных
Чарли Кристиансом (с творчеством которого Рейнхардт был знаком) из
оркестра Бенни Гудмена. Эта музыка, сочетавшая одновременно простоту и изощренность, печаль и волнение, точно отражала дух своего времени.
В этот период Джанго также увлекался оркестровыми аранжировками. Он собрал группу под названием "Django's Music",
исполнявшую его собственные аранжировки, надиктованные с помощью гитары. Рейнхардту не удалось полностью
реализовать свои амбиции композитора симфонической музыки, однако, некоторые его оркестровки (как, например, Stockholm, Nympheas,
Feerie) создают любопытную импрессионистскую атмосферу, в которой размываются границы джаза и не-джаза. Другие выдержаны больше в
традиционной свинговой стилистике – как Artillerie Lourde ("Тяжелая артиллерия"), название и настроение которой явно
перекликается с событиями ноября 1944 г.
В предпоследний военный год музыка Джанго все чаще подвергалась критике в коллаборационистской прессе,
а немцы становились все более настойчивыми в своих приглашениях Квинтету выступить на территории Третьего Рейха,
что музыканту было явно не по вкусу. В этих обстоятельствах он счел за благо покинуть Париж. Рейнхардт попытался получить убежище в нейтральной Швейцарии,
а получив отказ, пустился странствовать по Франции, иногда с Квинтетом, иногда с собратьями по бродячему цыганскому племени. В какой-то момент он даже вернулся в Париж и открыл в городе свой собственный клуб "La Roulotte" ("Фургончик бродячих артистов"),
но в конце концов перебрался на Лазурный берег, в Тулон, где в августе 1944
года встретил только что высадившиеся американские войска и присоединился к их оркестру. Под патронажем союзников он снова идет от успеха к успеху,
выступая на многолюдных концертах в честь военных, записывается с музыкантами недавно распущенного после смерти лидера
джаз-оркестра Гленна Миллера (1904-44), и как кульминация дает сольный концерт с оркестром транспортной авиации в Salle Pleyel в декабре 1945 г. На записанном с этим оркестром незадолго до концерта диске гений Джанго предстает во всей красе. Это была высшая точка популярности Джанго
Рейнхардта. Никогда больше ему не суждено будет выступить перед такой обширной аудиторией.
В середине 40-х годов два американских музыканта
– Диззи Гиллеспи (негритянский джазовый трубач, а также исполнитель на тромбоне, фортепьяно, ударных,
аранжи-ровщик и композитор,
1917-93) и Чарли Паркер (джазовый саксофонист
и композитор, 1920-55) произвели настоящую революцию в джазе, открыв эру джаза-боп (или бибоп),
который после войны достиг и Европы, обращая в иную, отличную от свинговой традиции Луи Армстронга, веру готовых воспринимать новое джазовое звучание европейцев. Конец войны и пришествие бибопа означали, что настают новые времена, адаптироваться
к которым Джанго Рейнхардту оказалось непросто.
Начиная с 1946 г. он все чаще остается не у дел. Новая встреча Рейнхардта и Грапелли в Лондоне, куда он
приехал для участия в рекорд-сессии восстановленного довоенного состава Квинтета, стала настоящим подарком для них обоих: как будто они и не расставались, просто
возобновили диалог с того места, на котором остановились много лет назад. Все, что изменилось
– лишь мастерство музыкантов, ставшее еще более зрелым и выдержанным. Одним из продуктов сессии стала знаменитая импровизация на тему французского национального гимна
– Марсельезы (под названием Echoes of France).
Благодаря усилиям Дюка Эллингтона, в октябре 1946 года Джанго отправился в единственную в своей жизни гастрольную поездку по США. Эллингтон, познакомившийся с
Рейнхардтом в 1939 г., хотел привезти его в Америку еще тогда, но этим планам помешала война. Лишь спустя семь лет легендарный цыган смог пересечь океан и появиться на родине джаза, где он дал несколько концертов в качестве приглашенного солиста с оркестром Дюка. Большой славы снискать ему там не удалось, хотя его "двухпальцевый стиль" произвел сильное впечатление.
По возвращении в Париж предложения становятся все более редкими, из-за чего Джанго все больше и больше времени
посвящает живописи. Концерты и гастроли, которые еще случаются, уже не пользуются былым успехом и не приносят артисту
прежнего удовлетворения: его музыка стала все менее привлекать аудиторию, поглощенную соперничеством Новоорлеанского Возрождения и бибопа, –
струнный джаз "без ударных и труб" отходил в прошлое.
В начале 50-х Рейнхардт вместе с семьей переехал из Парижа в небольшой городок Samois-sur-Seine к югу от столицы. Как вспоминал
позднее его сын: "Я думаю, что жизнь здесь была своего рода убежищем для него, где он мог отдохнуть и переосмыслить свою музыку.
Он был очень одухотворен в то время и слушал очень много всего, начиная от Бетховена и до бибопа…. Бибоп – в особенности.
Джанго Рейнхардт скончался 16 мая 1953 года в возрасте 43 лет. В эти сорок три года уместилась длинная и насыщенная
творчеством жизнь, лучшую оценку которому дал в своем интервью Melody Maker в 1954 г. Стефан Грапелли: "Джанго сделал для гитары
больше, чем кто-либо в джазе. Его стиль игры был не похож ни на один другой, благодаря ему джаз стал другим. Будет еще много
выдающихся гитаристов, но никогда не будет другого Рейнхардта. Я просто уверен в этом".
Основной источник: guitars.ru