Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь

Николай Сергеевич
Речменский

 

РЕЧМЕНСКИЙ Николай Сергеевич (22.12.1897, Москва –23.11.1963, Москва), – русский советский композитор, педагог, фольклорист. Заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР (1940). В 1927 году окончил Мос-ковскую консерваторию по классу композиции у Р.М. Глиэра. В 1919-1921 гг. работал инструктором оркестровых курсов Военной школы. В 1924-1927 гг. – заведующий секто-ром производственной практики студентов Московской консерватории. Преподаватель воскресной Народной кон-серватории в Москве (1923-1926), Музыкального техникума при Московской консерватории (1927-1940, с 1932 года – заведующий теоретико-композиторским отделением), Музы-кального училища им. Октябрьской революции (1927-1938). Давал уроки композиции гитаристу А.М. Иванову-Крамскому.

В 1938-1940 годах и позднее записывал и обрабатывал чеченские и ингушские мелодии и песни, создав и опубли-ковав впоследствии ценные сборники образцов народного творчества ("Чеченские и ингушские народные мелодии для фортепиано"; "Чеченские и ингушские народные мелодии и песни", М., 1962; Музыкальная культура Чечено-Ингушской АССР. М., 1965).

В 1941-1942 гг. выступал во фронтовых бригадах, заведовал музыкальной частью Центрального дома культуры железно-дорожников. В 1943-1944 годах заместитель директора и художественный руководитель Московской областной филармонии. С 1947 по 1949 год заведовал редакцией Государственного музыкаль-ного издательства (Музгиз). С 1949 года – консультант Госкультпросветиздата. С 1957 по 1959 год являлся художественным руководителем Оркестра народных инструментов Всесоюзного Радио.

Автор оперных ("Пир во время чумы", 1927; "Броненосец "Потемкин", 1933) и целого ряда симфонических произве-дений. Внес большой и ценный вклад в советскую музы-кальную литературу для народных инструментов. Его сюиты для народных оркестров, концерт для баяна (1953), концертино для балалайки (1954), как и сольные произве-дения для народных инструментов, получили широкое приз-нание и заслужили любовь слушателей за их напевность, национальный склад музыки, простой, но не упрощенный музыкальный язык.

Автор ряда небольших пьес и одного из первых советских концертов для гитары (в трех частях). "От начала до конца он [концерт] пронизан песенностью, русскими интонациями. Композитор отлично знает русский фольклор, но в данном сочинении не прибегает к цитированию народных песен, а создает собственные мелодии, приближающиеся к народ-ным. Концерт написан в двух вариантах: для шестиструнной и для семиструнной гитары. Равным образом создается в двух вариантах и оркестровка концерта: в варианте для семиструнной гитары – с сопровождением оркестра народ-ных инструментов, для шестиструнной гитары – с оркестром камерного состава" (Б. Вольман. Гитара в России: очерк истории гитарного искусства. Л.: Музгиз, 1961).

Автор статей и книг по истории русских народных инстру-ментов (Оркестр русских народных инструментов. М., 1956; Массовые музыкальные народные инструменты. Справоч-ник – М.: Музгиз, 1956, 2-е изд. 1963 и др.). Автор школы и самоучителя игры на баяне (Первоначальная школа игры на баяне, 3-е изд. М., 1951; Самоучитель игры на баяне. М., 1955).

 


TopList