РЕХИН Игорь Владимирович (род. 25 марта 1941 года в Тамбове), известный
российский композитор. Заслуженный деятель искусств России
(1999), член Союза композиторов России, член Всемирной ассоциации гитаристов.
С
1962 по 1965 год учился в Государственном
музыкально-педагогическом институте им.
Гне-синых в Москве
в классе композиции у Aрама Хачатуряна, а затем
продолжил профессио-нальное образование у Владимира Цытовича и Aлександра Пена-Чернова в классах теории и композиции
в Ленинградской консерватории, которую
окон-чил в 1968 году. С 1968 живет в Москве. В 1970 году был принят в Cоюз композиторов СССР. С 1970 по 1977
год преподавал историю зарубежной музыки,
полифонию, гармонию аранжировки в Московском государственном заочном педагогическом институте. В
1977 году окончил аспирантуру этого вуза (научный руководитель Т.Л. Беркман),
выступал с авторскими концертами по городам России,
сотрудничал со столичными газетами и журналами ("Известия", "Музыкальная жизнь", "Советская музыка" и др.),
занимался лекторской работой в Московской
государственной филармонии, созданием музыкально-образовательных программ на Всесоюзном радио и радиостанции "Маяк". С 1979 года сконцентрировался на композиторской деятельности.
В 1999 году И. Рехин был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств России.
Игорь Рехин - автор более 100 сочинений, написанных в разных жанрах, среди которых балеты "Марсий" и "Третий семестр", концерты - для органа "Ода миру", для мандолины и камерного оркестра, "Полифонический концерт" и "Три латиноамериканских танца" для 2-х фортепьяно, вокальные циклы на стихи И. Бунина,
Ф.
Гарсиа Лорки, сонаты для фортепьяно, для тубы, эуфониума, саксофона, 24 каприса для виолончели-соло, камерно-инструментальные
сочине-ния для ансамблей виолончелистов, брасс-квинтета и других инструментов,
музыка к радиопостановкам и театральным спектаклям.
И.В. Рехин – автор многочисленных произведений для гитары,
получивших широкую известность в стране и за
рубежом:
двух концертов для гитары с оркестром - для семиструнной и для шестиструнной;
Сонаты для семиструнной и для шестиструнной гитары;
мелких пьес для гитары, ансамблей. Автор "Альбома юного гитариста"
и уникального цикла "24 прелюдии и фуги
для соло-гитары": первым исполнителем
этого сочинения был Владимир Терво, а в
настоящее время его с успехом играет
Дмитрий Илларионов.
Замысел цикла "24 прелюдии и фуги" для гитары сложился в год 300-летия великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750) и создавался в течение 1985-1990 годов. До Игоря Рехина лишь известный итальянский композитор Марио Кастельнуово-Тедеско написал цикл из 24 прелюдий и фуг, но для двух гитар. Российский композитор впервые решает поставить подобную задачу для одной гитары, тем самым, соединив в своем грандиозном по замыслу и масштабу цикле два сложных, специфических гитарных момента - "неудобные" тональности плюс полифония.
Идею произведения подал Игорю Рехину известный гитарист, педагог, заслуженный артист России, профессор А.К. Фраучи. Рассказывая о том, как создавался цикл, композитор пишет: "В начале работа над прелюдией и фугой начиналась так: я сочинял в голове музыкальную идею, затем записывал ее. Потом проверял на фортепиано, а затем уточнял на гитаре. С самого начала выяснилось: что хорошо звучит на фортепиано, часто бывает трудно исполнимо на гитаре. Этот путь оказался малоэффективным. Поэтому я изменил практику, просто брал в руки гитару и начинал искать возможные варианты темы и ее развития, затем записывал, затем проверял на фортепиано. Сочинение на гитаре позволило мне лучше понять ее полифонические возможности и особенности как музыкального инструмента".
В 1985 году на звукозаписывающей фирме "Мелодия" вышла пластинка известного русского гитариста Н. А. Комолятова. На этом диске помимо сюиты И. Рехина "Памяти Э. Вила-Лобоса" была записана первая, только что созданная композитором прелюдия и фуга C-dur из цикла "24 прелюдии и фуги". Начиная с 1986 года И. Рехин активно работал с гитаристом Владимиром Терво, которому и был посвящен цикл. Впервые В. Терво исполнил полностью цикл "24 прелюдии и фуги" для гитары 3 января 1992 года в г. Москве. Премьера прошла с успехом.
Через год после российской премьеры цикла И. Рехина "24 прелюдии и фуги" для гитары состоялась и Западноевропейская премьера этого цикла (в Германии) в исполнении В. Терво. Это событие вызвало большой резонанс. В статье "Удивительный мир прелюдий и фуг Игоря Рехина" гитарист и композитор Лоренц Шмидт пишет: "Организаторы, композитор и исполнитель показали не звучавший до этого в западном мире единственный в своём роде цикл, открывший в концертном репертуаре для гитары совершенно новые пути: через музыку, сохранившую полифоническую традицию старых лютневых мастеров в гомогенном соединении с современными стилями и направлениями, от поп-музыки до авангарда, этот цикл, обладающий широким воздействием и качеством, даёт гитаристам возможность без всяких сравнений и излишних натяжек поставить его в один ряд с известными сочинениями для других традиционных концертных инструментов, таких как фортепьяно. Все слушатели от первого до последнего звука ощущали, что это были наивысшие музыкальные звёздные часы, которые они имели".
В 1993 году немецкое
изда-тельство Фогт и Фритц (Verlag Vogt & Fritz, Schweinfurt - V&F 511) издало цикл "24 прелюдии и фуги" для гитары в двух томах. Годом позже известный немецкий журнал "Gitare & Laute" назвал цикл "эпохаль-ным сочинением" ("Gitarre & Laute", Кельн, Германия. 1994. №1.). "Поиски Игоря Рехина в области гитарной музыки
опре-деляются сочетанием лириз-ма, яркой мелодичности и точной и конструктивной
мыс-ли...",- пишется в одной из рецензий. "Продолжая великие традиции Сеговии, Игорь Рехин нашел новые средства полифонического письма, которые ставят гитару в один ряд с инструментами, обладающими собственной полифонической техникой" ("Le Cahiers de La Guitarre" - "Гитарные тетради", Париж, Франция. - 1993. - № 48 - C. 33).
26 ноября 2001 года, спустя 11 лет после написания и 10 лет после премьеры, цикл Игоря Владимировича Рехина "24 прелюдии и фуги" для гитары снова прозвучал в г. Москве полностью в исполнении Дмитрия Илларионова в концертном зале на Пречистенке.
(См. также отзыв о концерте: "Открывающий
новые горизонты", ж-л
"Гитаристъ", №1, 2002)
Сочиняя свои прелюдии и фуги, композитор работал и над другими произведениями. В эти же годы (1984-1990) были написаны: вокальный цикл "Времена года" на стихи И. Бунина; Соната для тубы и фортепиано - по заказу американского тубиста Скотта Вотсона; ТА-БО-СА для флейты и гитары; Маленькая сюита для духового квинтета, Русский концерт для 7-струнной гитары и симфонического оркестра.
Музыка Игоря Рехина регулярно звучит на различных фестивалях ("Московская осень", "Братиславская весна",
"Берлинский фестиваль: гитара и камерная музыка", "Музыкальное лето в Северной Осетии", "Фестиваль современной музыки в Гаване"
и др.).
Профессиональную композиторскую
деятельность Игорь Рехин совмещает с авторскими концертами и мастер-классами по композиции, лекциями и семинарами в России и за рубежом
(выступал, в частности, с докладами на конференциях и семинарах в Гаване, Берлине, Гданьске, Дублине, Вуппертале и других городах), сотрудничает с рядом отечественных и иностранных музыкальных издательств, газет и журналов. Он регулярно принимает участие в качестве члена жюри различных международных и региональных конкурсов в Гаване, Гданьске, Барселоне, Полтаве, Омске, Москве, Туле, Пшемышле и других городах, выступает с авторскими концертами (выступал
в том числе и в качестве дирижера с симфоническими оркестрами Омска, Орджоникидзе, Гомеля)
В 1993 году
Игорь Рехин был приглашен на должность музыкального редактора
в журнал "Гитарист". В 1996 году он основал в Москве Российскую секцию Европейской Ассоциации преподавателей гитары (EGTA), в 1998 – Международную гитарную академию в Москве.
Игорь РЕХИН: СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ ГИТАРЫ
Гитара и симфонический оркестр.
«Гаванский концерт» для
шестиструнной гитары и
симфонического оркестра
в 3-х частях (1983)
18'
«Русский концерт» для
семиструнной гитары и
симфонического оркестра
в 3-х частях (1988) 21'
– редакция для шестиструнной гитары
(1999)
Гитара - соло
01. Прелюдия и фуга in C
02. Прелюдия и фуга in c
03. Прелюдия и фуга in Des
04. Прелюдия и фуга in cis
05. Прелюдия и фуга in D
06. Прелюдия и фуга in d
07. Прелюдия и фуга in Es
08. Прелюдия и фуга in es
09. Прелюдия и фуга in E
10. Прелюдия и фуга in e
11. Прелюдия и фуга in F
12. Прелюдия и фуга in f |
|
13. Прелюдия и фуга in Ges
14. Прелюдия и фуга in fis
15. Прелюдия и фуга in G
16. Прелюдия и фуга in g
17. Прелюдия и фуга in As
18. Прелюдия и фуга in as
19. Прелюдия и фуга in A
20. Прелюдия и фуга in a
21. Прелюдия и фуга in B
22. Прелюдия и фуга in b
23. Прелюдия и фуга in H
24. Прелюдия и фуга in h
|
Четыре концертные пьесы. (1984) 12'
Соната I для шестиструнной
гитары в 3-х частях. (1983) 12'
Соната II для семиструнной гитары. (1984) 9'
– редакция для шестиструнной гитары
(1993)
Сюита в пяти частях «Памяти Э. Вила-Лобоса» (1979)
16'
«День за днём» - 24 маленьких пьесы для молодого гитариста (1990)
27'
Две гитары.
«Шаг за шагом» (1991) 12'
6 маленьких пьес для гитарного дуэта «Играем вместе» (1992)
18’
16 популярных народных песен в лёгких переложениях для двух гитар или мелодического инструмента (флейты,
скрипки) и гитары 16'
Три гитары.
Четыре гитары.
Флейта и гитара.
"Альбом гитариста" (4 выпуска)
В статье использованы
материалы сайта www.rekhin.narod.ru
и дипломной работы Дм. Илларионова "Цикл '24 прелюдии и фуги' для гитары соло:
особенности стиля Игоря Рехина"
(РАМ им. Гнесиных, 2002)
См. также:
Игорь РЕХИН Путь к циклу 24 прелюдии и фуги для гитары.