ПУХОЛЬ Эмилио (Pujol y Villaruby, Emilio)
(07.04.1886-15.11.1980) – известный испанский педагог,
гитарист, музы-ковед, автор пятитомной
школы "Рациональный метод игры на
гитаре". Был профессором гитары и виуэлы
в консерва-ториях Лиссабона и Барселоны.
Пухолю, более чем кому-либо из учеников
Тарреги, удалось передать сущность метода
учителя, обогатив его собственным
педагогическим опытом. Его "Школа" (Пухоль
Э. Школа игры на шести-струнной гитаре. – М.,
Сов. композитор, 1978) в несколь-ко
сокращенном виде была издана в СССР.
Надпись на снимке: "Организации
московских гитаристов с наилучшими
пожеланиями артистического процветания.
Эмилио Пухоль, 1929 г." (Фото из кн.: Э.
Пухоль "Школа игры на шестиструнной
гитаре", М., "Советский композитор",
1978)
* * *
Он родился в местечке
Гранаделья провинции Лерида. Один из
наиболее известных испанских музыкантов и
гитаристов. Ученик
Тарреги. Заниматься с Таррегой он начал в 14
лет, когда поступил в Консерваторию музыки
в Барселоне. Свои музыкально-теоретические
познания Пухоль углубляет, занимаясь у
композитора И. Кампо и органиста В. Жиберта.
С 1907 года началась его
концертная деятельность в Испании и за
рубежом, а позже он выступал и с концертами
для виуэлы. Оценивая его сольные концер-ты
в Испании и за рубежом, музыкальные
критики двадца-тых годов ставили Пухоля в
один ряд с такими артистами, как М. Льобет и
А. Сеговия.
Начиная с 1914 г. он сделал
блестящую карьеру музыко-веда. Пухоль был
профессором классов гитары и виуэлы в
консерваториях Барселоны и Лиссабона,
руководителем курсов старинной музыки и
виуэлы в Академии Киджи (г. Сиена, Италия),
сотрудником испанского Института
музыко-ведения. Пухоль проделал большую
работу по изучению и систематизации
материалов, касающихся истории музыки,
происхождения музыкальных инструментов,
методики пре-подавания и исполнительского искусства. Им написаны труды о
Ф.
Тарреге, книга "Дилемма звука на гитаре",
антология "Испанской гитары живое
искусство". Крупная статься Пухоля об
истории развития шестиструнной гитары
помещена во французской музыкальной
энциклопедии Лавиньяка и ля Лоранси. Будучи педагогом,
Пухоль создал
пятитомную Школу – "Рациональный метод
игры на гитаре" (опубликована в Буэнос-Айресе
в 1932-1933 гг.), – в которой изложил систему
преподавания Тарреги. Кроме того он выпустил
большое количество переложений для гитары
произведений XVI века, которые с 1926 года
начали изда-ваться в Париже, объединенные в
сборник "Библиотека старинной музыки".
Наконец, в качестве музыковеда он он
провел большую исследовательскую работу и
опубликовал в современной нотации
сборники произведений крупных вууэлистов
– Нарваеса, Мударры, Вальдеррабано. Ему
принадлежит заслуга воссоздания виуэлы 1500
года (он был и первым современным
исполнителем на этом инструменте).
Пухоль
создал большое количество пьес для гитары:
Иберийская сюита, "Гахира" ("Кубинские
воспоминания"), "Севилья",
концертные этюды и др. Большим мастерством
отмечены его аранжировки и обработки
классических, современных и народных
произведений (пьесы И.-С. Баха, танцы и
пьесы И. Альбениса, М. де Фальи и
переложения для гитары соло, дуэта гитар и
др.).
Женой Эмилио Пухоля была известная
испанская гита-ристка-фламенко Матильда
Куервас Родригес (Matilde Cuervas Rodriguez), род. в 1888
г. в Севилье, которую сравнивали с такими
великими токаорами-мужчинами как Мануэль
Молина и Рамон Монтойа. "Говорили, что
выступ-ления этой замечательной
гитаристки изумляли поклонников фламенко,
а особенно тех, кто считал игру на гитаре
привилегией мужчин" (Цит. по: flamenco.ru).
Использованы материалы статьи-предисловия
И. Ф. Поликарпова "Э.Пухоль и его школа"
к
русскому изданию "Школы игры на
шестиструнной гитаре", М., "Советский
композитор", 1978 г.
[ПУХОЛЬ И ВИЛЛАРУБИ Эмилио]
Из заметки об авторе к книге
Э. Пухоля "Таррега"