ПОПОВ Арсений Владимирович (1892-1977), российский гитарист и педагог, собиратель гитарной литературы. Сыграл заметную роль в развитии гитары в России. Издавал бюллетень "Из блокнота гитариста", служивший ценнейшим источником информации о мировых гитарных событиях. Вел обширную переписку и обмен гитарными материалами с виднейшими гитаристами, руководителями гитарных органи-заций, клубов и издательств Европы и Америки.
("Классическая гитара в России и СССР" /
Яблоков М.С., Бардина А.В. и др., Тюмень-Екатеринбург, 1992)
* * *
Журнал "ГИТАРИСТЪ" • № 1 • 2006 год
И.В. РЕХИН
Вариации на тему "Гитара в России"
Субъективные заметки о путях развития гитары с точки зрения композитора
[ Арсений Владимирович ПОПОВ ]
Арсений Владимирович Попов (1892-1977) родился в порту Корсаковском
на Сахалине в семье ссыльных переселен-цев. В 1904 году туда пришли японцы, и
семья решила переехать на Большую землю. Так они с отцом (мать умерла раньше)
попали в Восточную Сибирь и обосновались в Томске. Отец сильно пил и вскоре в
1906 году умер. В 13 лет Арсений стал батраком, но не сломился перед
трудно-стями. В этом ему помогала прирождённая любовь к книгам и стремление к
самообразованию. Он начал заниматься игрой на скрипке. До 1911 года батрачил в
разных деревнях и самостоятельно изучал различные науки, поступил на курсы
маслоделания и стал неплохим специалистом. В 1914 году его призвали в армию, но
по состоянию здоровья Арсений был переведён в музыкальную команду. Будучи от
природы любознательным и прилежным он хорошо выучил музыкальную грамоту,
научился писать ноты, получил хорошие навыки игры в ансамбле. Дальнейшая его
жизнь связана с Томском, крупным культурным центром и универ-ситетским городом в
Сибири, куда Попов переехал после демобилизации. По началу он играет на
семиструнной гитаре, позже переходит на шестиструнную. С 1918 года работал в
Томске и области в основном по своей специаль-ности "маслоделание", с 1929 года
–
преподаватель сель-хозтехникума, потом преподавал в других учебных заведениях.
Помимо самостоятельных занятий гитарой у него в эти годы проявляется большой
интерес к изучению иностранных языков. Ещё в 1916 году Арсений Попов увлёк-ся
эсперанто, с начала 20-х годов начинает заниматься английским и немецким
языками, в 1928 учится на курсах иностранных языков при Томском университете.
Польский, французский и испанский он изучил самостоятельно. В 20-е годы Арсений
Попов начал переписку и обмен нотной литературой с гитаристами в Европе и
Америке. Можно предположить, что в 20-30-е годы он был одним из самых
информированных людей в СССР в области гитарной жизни за рубежом, был знаком
заочно с известными гитаристами многих стран мира. В 1929 году Попов основал в
Томске Общество гитаристов, в 1942 году открыл впервые в Сибири класс гитары в
музыкальной школе. В 1945 стал препода-вать гитару в местном музыкальном училище,
где прорабо-тал на отделении народных инструментов до 1951 года, когда был уволен
по сокращению штатов и как не имеющий права преподавать в училище. В том же году
при томском Доме учёных организовал гитарный ансамбль. С 1948 года болел острой
формой гипертонии, перенёс операцию на глазах. Это не помешало ему выпустить 27
номеров самиздатовского машинописного бюллетеня "Из блокнота гитариста",
выходившего в 50-60-е годы. Материалы он брал в основном из собственной обширной
переписки с зарубеж-ными гитаристами, гитарных журналов и нот, которые он получал
из разных стран мира. Путём взаимного обмена обогащалась и нотная библиотека
Попова, собирались уникальные материалы. В свою очередь Попов посылал ноты и
журналы своим корреспондентам по всей России, где его друзья, тоже на машинках,
делали копии в 5 - 10 экземплярах, распечатанных под копирку. Это был типичный
самиздат, правда, без политики.
Поражает упорство этого больного человека, его благо-родное желание рассказать о
гитаре и гитаристах другим людям. В своих статьях, напечатанных также в
некоторых зарубежных странах, он даёт информацию о гитарной жизни в СССР. Попов,
возможно, один из первых в России, обращает внимание на жанр гитарного концерта.
Этой теме он посвящает большую статью "О концертных произведе-ниях для гитары с
оркестром", которая была напечатана в польском журнале "Порадник музычны" в 1971
году. В частности, он указывает и дату первого исполнения гитарного концерта в
XX веке – 5 февраля 1933 года, когда прозвучало сочинение мексиканского
гитариста и компо-зитора Михаэля Адаме. Он отмечает в этой связи, что Сеговия
лишь в 1939 впервые исполнил Первый гитарный концерт Марио Кастельнуово-Тедеско
и "Южный концерт" Мануэля Понсе во время своих гастролей по США. В этом обзоре
Попов приводит список 100 гитарных концертов, написанных в период между
тридцатыми и шестидесятыми годами, часто
с указанием издательства или страны. К сожалению, отечественные музыкальные
журналы не заинтересовались обширными знаниями гитариста и ничего не писали на
эту тему.