ПАРГА Хуан (Juan Parga), 1843 - 31 августа 1899, Мaлага,
— испанский гитарист и композитор 2-ой половины XIX века. Родился
в г. Эль-Ферроль на крайнем северо-западе
Испа-нии в 1843 году. До начала 80-х годов жил в Севилье и Толедо, некоторое время служил в армии. Окончательное
музыкальное образование получил в Мадридской
консерва-тории, где изучал гармонию и обучался игре на фортепиано. Полагают, что на формирование музыканта как композитора
немаловажное влияние оказало изучение им фортепьянного репертуара преобладавшей тогда музыки романтизма (Ф. Шопен и др.). Игре на гитаре, как и
Ф. Таррега, обучался у знаменитого
испанского гитариста-виртуоза Хулиана Аркаса
(1832-1882).
Хуан
Парга концертировал в Испании, Португалии, Франции и Италии. По словам самого музыканта, со временем его утомил кочевой образ жизни концертирующего артиста и
около середины 1880-х годов он осел в Мaлаге и занялся исключительно преподаванием. Примерно в то же время он был введен в аристократические круги и назначен придворным гитаристом в Севилье, где занимался обучением музыке высоких отпрысков королевской крови. Являлся
почетным профессором сразу нескольких консерваторий - в Мадриде, Кадисе и Малаге. В дополнение к своей преподавательской деятельности в Малаге Х.
Парга руководил местной труппой музыкантов Малагского купеческого общества, насчитывавшей 8 гитар, 5
бандур, 3 флейты, 2 скрипки и виолончель. В 1884-1885
гг. труппа выступала с рядом благотворительных концертов,
собирав-ших пожертвования для помощи пострадавшим от землетрясения (1884) в Мaлаге и Гранaде. В 1893 году Х. Парга опубликовал некоторые из своих произведений в виде коллекции "Испанская гитара" (La Guitarra Espanola). Все
сочинения музыканта, как полагают, были написаны им задолго до их опубликования. В 1890-х годах здоровье Х.
Парги, болевшего туберкулезом, начало ухудшаться, и все более дающая о себе знать болезнь позволяла ему заниматься разве что редакционным трудом, куда более, чем исполнительством или преподаванием. Гениальный композитор и исполнитель истинно народной испанской музыки Хуан Парга умер 31 августа 1899 года в возрасте всего 56 лет.
Большую часть своей жизни Х. Парга играл и сочинял на стандартной 6-струнной гитаре, и только в последние годы жизни после переезда в Малагу перешел на 9-струнный инструмент: 7-10-струнные гитары были в то время очень популярны у многих профессиональных гитаристов. Гитара Х. Парга была сделана мастером Антонио Лоркой из Малаги и имела 9 струн с 24 ладами на первой струне. Тем не менее вся его музыка прекрасно ложится на обычную 6-струнную гитару с 19 ладами, а произведения использующие ре малой октавы, имеют аппликатуру, указывающую на
необходи-мость настройки 6-й струны на ноту ре.
Хотя Хуан Парга в своих письмах выражал сомнения относительно ценности фламенко как искусства, так и его соответствия нравственным нормам, что вполне соответствовало
преобладавшему отношению к фламенко в то время, однако влияние этого жанра народной музыки на композитора чувствуется во всех его работах, наполненных великолепными и образными народными испанскими мелодиями и ритмами.
Американский исследователь истории
гитары Рэнди Осборн высказал даже мнение, что если бы Х.
Парга прожил еще лет десять, фламенко, вполне вероятно, изучали бы по нему, а не вслед за Рамоном Монтойей. Музыка Андалусии представлена
в его творчестве различными народными песнями и танцами, в том числе: поло, солеа, севильянас, гуахирас и др.
Произведения Хуана Парга, к сожалению, не получили в современной исполнительской практике
достойного их распространения, хотя одна из его Концертных Рапсодий несколько десятилетий подряд исполнялась знаменитым парагвайским гитаристом Агустином Бaрриосом-Мангoре. В исполнении самого композитора наибольшой популярностью пользовались следующие его произведения крупной формы:
Большая концертная фантазия "Альгамбра" (Op.29)
Характеристическая фантазия "Воспоминания о Севилье" (Op.30)
Большая фантазия "Горизонты Андалусии" (Op.26)
Рапсодии на темы андалусийских народных песен (Op.2, Op.7 и др.)
В 1990 году некоторые из произведений Хуана Парга были переизданы
издательством "Chanterelle" сборником под названием
"J. Parga. Concert works", в который вошли:
Polo Gitano y Panaderos, op.2
2 Guajiras, op.5
Polo y Solea, op.4
3a Rapsodia de Concierto, op.6
Reminiscencias Arabes, op.13 (Idilio Andaluz)
Del Ferrol a la Habana, op.23 (Coleccion de Tangos fantasticos para Guitarra)
Recuerdos de Cadiz, op.24 (Gran Nocturno Elegiaco para Guitarra)
Recuerdos de Sevilla, op.30 (Gran Fantasia Caracteristica para Guitarra)
(Подготовлено по материалам сайта
"Гитара фламенко в Украине" — www.is.svitonline.com/flamenco)