ОРЕХОВ Сергей Дмитриевич (1935-1998),
– выдающийся русский гитарист-семиструнник (свободно владел также шестиструнной
гитарой, но публично не выступал). Совмещал в себе гениаль-ный дар
импровизатора, исполнителя и композитора. Много сделал для созда-ния русского национального гитарного репертуара. Автор многочисленных об-работок для гитары
русских народных песен и романсов. Родился в Москве в 1935 году. Гитарой стал заниматься до-вольно поздно – в начале 50-х гг. Сначала самостоятельно, а затем брал частные уроки
у гитариста Владимира Митро-фановича Кузнецова
(1887-1953), написавшего в свое время книгу "Анализ строя шести- и семиструнной гитары" (М., 1935), и у которого
учились очень многие московские гитари-сты. Посещал кружок у гитарного энтузиаста В.М. Коваль-ского.
Сергей
Дмитриевич Орехов
Музыкальной карьере Сергея Орехова не помешала даже болезнь рук –
результат рано развившегося полиартрита (в армии он сильно простудился, и с диагнозом "полиартрит" попал в военный госпиталь, где долго лечился,
а затем был комиссован). После службы в армии
(где он уже прекрасно играл на шестиструнной гитаре и
даже занял в те годы в Ленинграде первое место на конкурсе)
С. Орехов поступил в 1956 году в Москонцерт к исполнительнице цыганских романсов и песен Раисе Жемчужной, с которой
проработал около 7 лет, вплоть до ее ухода на пенсию. После чего выступал вместе со своей женой, исполнительницей
старин-ных романсов, цыганских песен и романсов Надеждой
Андреевной Тишининовой. Аккомпанировал
также Александ-ру Вертинскому, Вадиму Козину, Галине Каревой,
исполни-телям цыганских романсов – Соне Тимофеевой
и Татьяне Филимоновой. Очень интересным был творческий дуэт Сергея Орехова и известного композитора и певца Анатолия Шамардина.
Некоторое время С.Д. Орехов работал вместе с Алексеем Перфильевым в цыганском джаз-ансамбле
"Джанг" у скрипача и певца Николая
Эрденко, а затем организовал с А.
Перфильевым (шестиструнная гитара) собственный гитарный дуэт. Написал также
множество замечательных обработок для шестиструнной гитары (в частности, романсы
и песни "Не пробуждай
воспоминаний", "Дремлют плакучие ивы", "Хризантемы", "Я встретил Вас", "Ямщик", "Только раз бывают в жизни встречи", "Синий платочек", "Подмосковные вечера"
и др.). Учитывая рост популярности
шестиструнной гитары Сергей Орехов плани-ровал переложить на нее весь основной
русский репертуар семиструнный гитары.
С.Д. Орехов побывал с сольными гитарными концертами
в ряде зарубежных стран: в Германии, Польше, Югославии, Франции.
После блестящего выступления на фестивале
гитаристов в Польше получал приглашения в Грецию
и США. Ноты романса "Ямщик" в обработке Орехова были изданы
в США американцем русского происхождения Матанией Офи,
с которым они познакомились на польском фестивале.
Несколько музыкальных записей было сделано
в Париже. Сергей Орехов, имевший весьма ограниченный,
по свидетельству Н. Тишининовой, доступ на телевидение,
тем не менее несколько раз выступал в различных
телевизион-ных программах.
Всю свою жизнь Сергей Орехов оставался верен русской гитаре и тяжело переживал, что она стала терять в России свои позиции: "Я никогда не думал, – говорил он, – что
шестиструнная гитара завоюет Россию. Семиструнная гитара – настолько народная; это гитара военная, литературная... Какие угодно возьмите слои общества:
семиструнная гитара – это родной инструмент, с которым русский человек связан".
"Дремлют плакучие ивы" ( Исп. С.Орехов) |
WMA |
"Ехали цыгане" ( Исп. С. Орехов)
|
WMA |
|