Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь

Федерико Момпу

 

Федерико Момпу (Federico Mompou)МОМПУ Федерико (Federico [Frederic] Mompou) – испанский композитор. Родился 16 апреля 1893 года в Барселоне (Испания), его отец был каталонцем, а мать –  по происхождению француженкой. Семья матери владела мануфакту-рой, где отливали колокола (там же некоторое время работал и сам Федерико), – впоследстии звон колоколов неоднократно становил-ся составной частью музыки ком-позитора.  Музыкальное образова-ние начинал в Барселонской консерватории, но в 1911 году в возрасте 18 лет (по рекомендации композитора Энрике Гранадоса) уехал в Париж, где занимался фортепьяно у И. Филиппа (Isodore Philippe) и Фердинанда Мот-Лакруа (Ferdinand Motte-Lacroix), а также изучал гармонию у Марселя Самуэля Руссо (M. Samuel Rousseau). Собственно компози-ции Федерико Момпу никогда специально не учился, отчего, вероятно, избегал именовать себя "композитором". Он писал музыку скорее по наитию, прислушиваясь к чувствам, голосу сердца и следуя собственным субъективным представлениям о крастоте и гармонии, при этом редко сознательно повинуясь сложившимся правилам композиции, контрапункта или требованиям музыкальной теории.  Впрочем, в понимании самого Момпу не быть композитором имело не "ученический", а значительно более глубокий смысл: "композитором", т.е. "сочинителем", "делателем" музыки, он себя не признавал и не ощущал в силу убеждения, что он музыку не создает, а лишь доносит до людей. "Я не композитор, – говорил Момпу, – и я не хочу быть композитором. Мне кажется, что я – музыка, музыка, которая, я уверен, не создана мной, поскольку я всегда чувствовал, что она приходит в меня извне". 

С началом Первой мировой войны Момпу покинул Францию и возвратился на родину, однако в 1921 году вернулся в Париж, где прожил 20 последующих лет вплоть до начала Второй мировой войны. Профессиональную музыкальную карьеру Момпу начинал как пианист-исполнитель: первый публичный концерт состоялся в 1908 году. Но уже годом позже он твердо утвердился в мысли, что непременно должен сам писать музыку и всецело посвятил себя композиции. Первым сочинением стали Impresiones íntimas (1911-1914), а в 20-30-е годы его музыка была уже хорошо известна в Париже и звучала в лучших салонах французской столицы.

Наибольшее влияние на Федерико Момпу как композитора оказали Габриель Форе (1845-1924), Клод Дебюсси (1862-1918), Морис Равель (1875-1937) и Эрик Сати (1866-1925), с которым его сравнивают чаще всего. Помимо них в музыке Момпу находят влияние Фридерика Шопена (1810-49), А. Н. Скрябина (1871/72-1915) и Франсиса Пуленка (1899-1963). В то же время музыка Ф. Момпу, конечно же, в высшей степени индивидуальна и самобытна.

Большая часть произведений Федерико Момпу написана для фортепьяно. Среди сочинений, вошедших в гитарный репертуар, наибольшей популярностью пользуется Suite Compostelana (Preludio | Coral | Cuna | Recitativo | Cancion | Muneira) – почти единственное произведение, специально написанное композитором для гитары (1962), другим является Cançó i Dansa, No. 13 для гитары соло, а также гитарные аранжировки Cançóns i Danses No. 1-12 и No. 14 для фортепьяно (1918-1962), в основу большей части из которых положены традиционные каталонские мелодии.

Вайсборд М. "Андрес Сеговия и гитарное искусство ХХ века".
М., Советский композитор, 1989, стр. 71

«Соотечественник и ровесник Андреса Сеговии Федерико Момпу – один из крупнейших композиторов ХХ века. Это – вдохновенный поэт фортепиано. Нежные, хрупкие мелодии Момпу обладают гармонизирующей силой: услышав их трудно с ними расстаться. Таким же свойством обладает и "Сюита де Компостелана" Федерико Момпу для гитары соло, посвящённая Андресу Сеговии. Содержание сюиты связано с Галисией – западной областью Испании, со средневековым городом Сантьяго-де-Компостела – памятником испанской архитектуры XIV века, куда ещё в средние века стекались паломники со всей Европы. Сегодня сюда приезжают молодые музыканты изучать испанскую музыку старинную и современную. На курсах "Музыка в Компостеле" в разные годы преподавали выдающиеся музыканты – Хоакин Родриго, Гаспар Кассадо, Никанор Савалета, Виктория де лос Анхелес. Класс гитары с самого его основания в 1958 году возглавил Андрес Сеговия, к которому, как в средние века паломники, приезжали учиться молодые гитаристы многих стран. "Сюита де Компостелана" была написана в 1962 году, в период, когда Федерико Момпу вёл на курсах "Музыка в Компостеле" класс композиции. Это поэма о Галисии, нетронутом цивилизацией крае, пленившем композитора своеобразием своей природы и неповторимой красотой фольклора. Не случайно гармонизированная Момпу народная мелодия "utreya" стала гимном курсов "Музыка в Компостеле"...»

Cançóns i Danses Nr. 1-4 (1918-28)

Nr. 1. La Filla del carmesí - Danse de Castellterçol 3'
Nr. 2. Senyora Isabel - Galop de cortesía 3' 12''
Nr. 3. El noi de la mare - Sardana 4'
Nr. 4. El mariner - Ball del ciri 4'

Cançóns i Danses Nr. 5-12 (1942-62)

Nr. 5. 4' 10''
Nr. 6. (транскрипция для гитары - A. Diaz, 1973)  3' 35''
Nr. 7. Myntanyes regalades - L'Heureu Riera 3'
Nr. 8. El testament d'Amèlia - La filadora 4' 40''
Nr. 9. El rossinyol - El barretaire 3' 30''
Nr. 10. Deux "Cantigas" d'Alphonse X 3' 25''
Nr. 11. La patum de Berga 3' 45''
Nr. 12. La dama d'Aragó - La mala nova 3' 50''

Cançóns i Danses Nr. 13 (1972)

Nr. 13. El Cant dels ocells - El bon caçador (гитара) 5'

Cançóns i Danses Nr. 14 (1948-62)

Nr. 14. Quan jo n'era petitet

4' 30''

Во время конкурса пианистов в Барселоне, членом жюри которого был и Федерико Момпу, он познакомился с каталонской пианисткой Кармен Браво, очаровавшей его своим исполнением концерта Шумана; в 1957 году Кармен стала его женой (для нее композитор написал свои Paisajes  - Пейзажи).

Хотя другие композиторы, родившиеся в Каталонии, такие как Альбенис и Гранадос, получили мировую известность раньше Федерико Момпу, именно он стал для всего мира олицетворением души каталонской музыки, тогда как имя Альбениса больше ассоциируется с Андалусией, а Гранадоса с Мадридом.

Умер в возрасте 94 лет в Барселоне 30 июня 1987 года.

(Основной источник: www.jeffgower.com,
выдержка из книги М. Вайсборда предоставлена Р. Н. Ахуновым – Guitarra Antiqua)

Suite Compostelana (Сюита Компостелана)

WMA

Cantiga

MIDI

Pastor

MIDI

Pessebre

MIDI



TopList