МЕНДЕЛЬСОН, Мендельсон-Бартольди, Феликс (полн. имя: Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди, Mendelssohn-Bartholdy),
род. 3 февраля 1809, Гамбург – ум. 4 ноября 1847, Лейпциг, – немецкий
композитор, пианист, органист, дири-жер и музыкально-общественный деятель.
Глава лейпциг-ской школы. Основатель первой немецкой консерватории (1843,
Лейпциг).
Происходил из семьи еврейского банкира (дед по отцу – философ
Моисей Мендельсон, вторая фамилия - Бартольди - принята семьей в связи с
переходом в христианскую веру). С юных лет выступал как пианист, завоевав
имя одного из крупнейших виртуозов своего времени. Как композитор уже при
жизни был признан классиком, сыгравшим прогрессив-ную роль в истории
немецкой музыки. Для формирования творческого облика Феликса Мендельсона
решающим оказа-лось окружение, в котором он находился в годы детства и
юности, когда семья поселилась в Берлине (1811): дом Мендельсонов постоянно
посещали крупнейшие представи-тели науки и искусства А. Гумбольдт, Г. В.
Гегель, Э. Т. А. Гофман, К. М. Вебер и др. Особое значение имело знаком-ство
Мендельсона с И. В. Гёте (1821). Феликс Мендельсон получил превосходное
домашнее образование. Под руко-водством Л. Бергера он обучался игре на
фортепьяно, с К. Ф. Цельтером занимался композицией. Тогда же ему было
привито уважение к достижениям человеческой мысли, к классическим традициям
в искусстве. Величайшими образ-цами для него становятся произведения И. С.
Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. В то же время восприимчивая натура
Феликса Мендельсона не могла не откликнуться на проявления немецкого
романтизма, в котором ему импони-ровали прежде всего лирическая
настроенность, поэтичес-кое восприятие природы, обращение к образам народной
фантастики. Лучшие произведения Мендельсона роман-тичны, сохраняют ясную,
выдержанную в классических традициях форму, связаны с народно-бытовыми
жанрами и, в первую очередь, с песней. Все это определило большую
популярность творчества композитора y современников. Вместе с тем в музыке
Мендельсона отразились достиже-ния различных национальных культур, с
которыми компози-тор познакомился во время частых путешествий по европейским
странам. Исключительный размах приобрела его музыкально-просветительная
деятельность, которой Мендельсон уделял большое внимание, т.к. считал своей
главной задачей развитие передовой общенемецкой музы-кальной культуры. В
1829 году в Берлине, после столетнего забвения, под управлением Мендельсона
были исполнены "Страсти по Матфею" И. С. Баха, что способствовало
возрождению интереса к личности и творчеству великого композитора.
Мендельсон выступал как дирижер, пианист и органист в различных городах
Германии, Великобритании и др. стран. Историческое значение имела его
деятельность в качестве дирижера и руководителя лейпцигского оркестра
Гевандхауза. Здесь впервые под руководством Феликса Мендельсона были
исполнены последняя симфония Шуберта, ряд ораторий Г. Ф. Генделя, 9-я
симфония Бетховена. По инициативе Мендельсона основывается Лейпцигская
консерватория (1843) – первое высшее музы-кальное заведение в Германии.
Консерватория объединила крупных музыкантов-педагогов и способствовала росту
музыкального профессионализма в стране. На основе консерватории возникло
направление немецкого музыкаль-ного искусства во главе с Мендельсоном –
лейпцигская школа, а Лейпциг превратился в один из крупнейших музыкальных
центров Европы.
Феликс Мендельсон в 1835 году.
В обширном творчесом наследии Феликса Мендельсона представлены
почти все жанры музыкального искусства, но ведущее место занимает
инструментальная музыка. Демо-кратическое по своей направленности творчество
компози-тора отличается сочетанием романтических тенденций с приверженностью
к классическим традициям 18 и нач. 19 вв. Музыка Мендельсона, проникнутая
немецкой народной песенностью, общедоступна, подкупает искренностью и
тонкой поэтичностью образов, безукоризненным вкусом, отсутствием вычурного,
бьющего на внешний эффект, стремлением к ясности и гармонической
уравновешенности, красотой формы. Лучшие произведения композитора
напол-нены живой, яркой эмоциональностью, взволнованным лиризмом, мягкостью
и задушевностью. Иногда в его сочинениях появляются настроения меланхолии,
элеги-ческой грусти.
Феликс Мендельсон – один из создателей романтической симфонии. Из 5
написанных им симфоний лучшими явились "Итальянская" (1833) и "Шотландская"
(1842), навеянные путешествиями юных лет, но завершенные позже. В этих
симфониях поэтично обобщены впечатления от природы и народного быта,
особенно в Шотландской, где намечаются также тенденции монотематического
объединения цикла. Мендельсон положил начало новому жанру симфонической
музыки – программной концертной увертюре; первым образ-цом её стала увертюра
к комедии "Сон в летнюю ночь" по Шекспиру (1826, позже включена в музыку ко
всему спектаклю) – произведение поэтичное и тонкое, романти-ческое по
трактовке сказочной фантастики. Элементы кар-тинности свойственны увертюрам
"Фингалова пещера" (2-я ред., 1832), "Морская тишь и счастливое плавание"
(1832), "Сказка о прекрасной Мелузине" (1833). Являясь одним из зачинателей
романтического программного симфонизма, Мендельсон разработал в нем
преимущественно картинно-эпические, жанровые и лирические стороны. Важное
место среди его произведений занимают концерты для инстру-ментов с оркестром,
и среди них вдохновенно-лиричный и пластичный концерт для скрипки с
оркестром (1844), один из первых и лучших образцов романтического концерта.
Популярность приобрели также 2 концерта для фортепьяно с оркестром (1831,
1837).
Феликс Мендельсон сыграл выдающуюся роль как мастер оркестровки. Здесь его
главное достижение – умение создать разнообразный, тонкий колорит,
прозрачную, изящную фактуру произведения. Он широко использовал
выразительность высокого регистра, пиццикато и летучие штрихи у струнных
инструментов, виртуозность стаккатных звучаний деревянных духовых и их
переливчатое, журчащее звучание, мягкость валторновых аккордов и т.д. Будучи
выдающимся пианистом, Мендельсон-композитор значи-тельно обогатил сферу
фортепьянной музыки. Противник модной в его время поверхностной
виртуозности, он дал одному из своих вариационных циклов полемическое
заглавие – "Серьёзные вариации" (1841). Наибольшую популярность завоевали
"Песни без слов" – цикл из 48 небольших пьес (8 тетр., 1-я – в 1830),
отличающихся разнообразием характера и фортепьянных приемов. "Песням без
слов" присущи близость к бытовой вокальной музыке, яркая образность,
простота изложения и ясная форма. В известной степени они – свод наиболее
типичных для Мендельсона музыкальных образов и настроений, встречающихся во
многих др., в т.ч. крупных, произведениях композитора. В области камерного
ансамбля среди произве-дений Мендельсона выделяются 7 струных квартетов, 2
фортепьянных трио и созданный еще в юные годы струнный октет. Помимо этого,
композитор написал ряд фортепьянных квартетов, квинтеты, сонаты для скрипки,
виолончели в сопровождении фортепьяно и др. Его вокальная музыка представлена множеством произведений – от небольших песен до монументальных
ораторий ("Павел", 1836, "Илия", 1846). Оратории укрепили славу композитора
не только в Германии, но и в Великобритании. Мендельсон создал также много
небольших хоровых сочинений культового характера (псалмы, мотеты и др.), в
т.ч. для хора без сопровождения. Среди светских произведений известность
получила канта-та "Первая Вальпургиева ночь" (2-я ред., 1843), отличаю-щаяся
драматизмом и патетикой. Мягкий лиризм, демократи-ческий характер свойствен
многим вокальным ансамблям и песням Ф. Мендельсона, тесно связанным с бытовым
музицированием. Феликса Мендельсона с юности влекло к оперному жанру. Он
начал писать оперы уже в возрасте 10 лет. Публично они не исполнялись, за
исключением коми-ческой оперы "Свадьба Камачо" (пост. в 1827) и лидер-шпиля
"Возвращение с чужбины" (пост. 1829). Мендельсон неоднократно искал
подходящие сюжеты для оперы, но чрезмерно строгие требования к либретто
сковывали его вдохновение. Работа же над оперой "Лорелея" (по Э. Гей-белю)
была прервана внезапной кончиной композитора. Гораздо большее значение
имела его музыка к различным драматическим спектаклям (произведениям
Софокла, Расина, Шекспира и др.). Наибольшую популярность завое-вала музыка
к комедии "Сон в летнюю ночь" Шекспира.
Творчество Феликса Мендельсона, пользовавшееся при жизни громкой славой,
было во 2-й пол. 19 века оттеснено творчеством более радикальных
композиторов-романтиков (Р. Вагнера, Ф. Листа и др.), но лучшие творческие
дости-жения Мендельсона навсегда вошли в золотой фонд музыкальной классики,
а разносторонняя музыкально-общественная деятельность делает его одной из
крупней-ших фигур в истории немецкой музыки.
Умер Феликс Мендельсон 4 ноября 1847 года в Лейпциге от кровоизлияния в мозг.
Перевезен в Берлин и похоронен там на Иерусалимском
кладбище.
ЛИТЕРАТУРА:
Крауклис Г.В. [Феликс Мендельсон]
"Музыкальная энциклопедия", Т. 3, C.
538-543.