2.
Ее восприятие мира многоцветное, многоязыковое. Поэтому музыка, стих, рисунок рождаются, дополняя друг друга, отражая мир разными гранями. Ульяна, наверное, чувствовала, что все это богатство восприятия мира заложено в ней от рождения. В 10 лет в музыкальной школе она стала сочинять стихи для гитары, а затем и музыку к ним. Ее учительница музыки Наталья Николаевна Дзюба, заметив способности Ульяны к сочинению, посоветовала ей дополнительно заниматься композицией с Екатериной Анатольевной Ромашко - ученицей известного композитора Игоря Ковача.
В прошлом году Ульяна, закончив класс гитары и консерватории, поступила на 2-й курс к самому профессору Ковачу.
Пытаюсь вспомнить какие-нибудь имена харьковских гитаристок и, кроме имени Галины Вернигоры, не могу никого вспомнить, хотя у концертных афиш останавливаюсь всегда. И то Галину Вернигору, окончившую только музучилище, знаю по газетной хронике ее успехов (отъезд в Великобританию, жизнь там). Для Ульяны Галина Вернигора, которую она слушала и с которой встречалась, - выдающийся музыкант, пример для подражания.
Но есть и немало других, у кого есть чему поучиться. Только так уже повелось, что харьковские гитаристы чаще встречаются где-нибудь в России, Белоруссии, Польше, чем в родном Харькове. Об этом мы говорим с Ниной Николаевной, которая за годы учебы и выступлений Ульяны хорошо узнала положение дел на "гитарном" фронте. Она напоминает, что последние 10 лет классическая гитара в Харькове звучала очень редко. Выступали Галина Вернигора, уехавшая из Харькова 5 лет назад, преподаватель Ульяны в Харьковской консерватории доцент Владимир Игоревич Доценко, сама Ульяна Мачнева (1999, 2001 гг.) и гость из Югославии - профессор, композитор Урош Дойчинович (2000 год).
Урош Дойчинович приезжал за свой счет и с помощью харьковских друзей сам распространял билеты на концерт в зале филармонии. Вряд ли достаточно ежегодного отчетного концерта учеников Доценко (на 5 курсах учится 10 человек) в филармонии.
Кто же виноват в таком положении классической гитары в Харькове? То ли ее неопределившееся место среди других музыкальных инструментов, то ли это следствие всеобщего равнодушия (в первую очередь филармонии) ко всему, что не входит в индустрию массовой "культуры" и не сулит гарантированных прибылей?
Попытки харьковских гитаристов собраться и организовать как-то не удаются. Гитарное кафе в Харькове с клубом гитаристов при нем, руководимое С.Н. Тихомировым, просуществовало лишь год, успев, правда, пригласить известных гитаристов, таких как москвичка Анастасия Бардина и Виктор Козлов из Челябинска. Харьковские гитаристы чаще выезжают в страны СНГ и дальнее зарубежье, где имеют успехи, о которых ничего не знают в родном городе.
Так, Оксана Шеляженко заняла 1-е место на конкурсе в Болгарии, там же играл и Роман Азаров, а Михаил Тущенко выступал в Бельгии. Конечно, выпускать журнал, как в Москве или Белоруссии, харьковские гитаристы не имеют возможности. Но рубрику, посвященную гитаре, можно было бы вести в одном из харьковских изданий.
Восхищает Ульяну "живая легенда" гитаристов - Пако де Люсиа, первая гитара мира, играющий в стиле фламенко (танец, пение, игра), которым по-настоящему владеют только испанцы.
На концерте Ульяны Мачневой в Украинском культурном центре привлекательна программа, составленная из сочинений испанских, итальянских и латиноамериканских композиторов Федерико Моррено Торроба, Фернандо Сора, Алоизо Мударры, Астора Пьяццолы, Луиджи Леньяни.
При подготовке сочинений очень помогают записи в театрально-музыкальной библиотеке имени Станиславского, собственная фонотека гитарной музыки. В домашнем журнале "Участие в концертной деятельности Ульяны Мачневой" бабушка Нина Николаевна постоянно делает записи. Подсчет показал, что за 12 лет учебы гитаристка участвовала в 200 концертах. Сюда входя и ученические выступления, и гастроли, и конкурсы.
Трогательная и преданная внучке Нина Николаевна когда-то открыла журнал эпиграфом из В. Гете "Хронику пишут те, кому важно настоящее".
Мое внимание привлекло участи в концерте памяти Н. Леонтовича с исполнением украинских народных песен "Пiшов милий", "Закувала зозуленька", "Пливе човен". Поощрительным дипломом 15-летняя гитаристка была отмечена на 1-м республиканском фестивале "Юный виртуоз" в Киеве (апрель 1991 г.). Затем последовало участие в 3-м международном конкурсе и фестивале в Воронеже (1995 г.). получение звания лауреата фонда поддержки молодых дарований, выход в финал Пловдивского фестиваля (лето 2000 г.).
На сцепе и в жизни Ульяна существует по своим законам. Какие-то идущие от окружающих сигналы она мягко отклоняет как неинтересные ей, художнику и творцу, другим открывается. Ей интересен мир природы и искусства. Мир искусства для нее - производная собственного общения с природой и творчества других, интересных ей людей, поэтов, художников, музыкантов. А впечатления накапливаются с детских лет. Это воспоминания о журчании ручья, пении жаворонков, комариках в траве на даче в Валках. Это и запах и вид трав, которые она узнала, собирая вместе с бабушкой в Красном Оскоде, - зверобой, земляника, материйка, чебрец и бессмертник. В этих прогулках по полям рождаются слова и звуки. А потом дома Ульяна готовит и пьет ароматный душистый чай с травами и записывает явившиеся стихи и музыкальные фразы.
Ульяна Мачнева
"Волшебная страна"
|
Растущая за пределами Украины популярность виртуозной
испол-нительницы тесно переплетает-ся с успехами Мачневой-компо-зитора. Наряду с сочинениями старинных
композиторов-класси-ков она исполняет и
собствен-ные композиции для гитары. С 1994 года
ею написаны сюита "Волшебная страна" (по книге А. Волкова "Волшебник
Изумруд-ного города" (11 пьес), песни на слова Джанни Родари ("Мир и свобода") и А. Барто ("Вечер"), "Сарафан для сестренки" (стихи В. Торчинского), "Караван и свеча" (слова и музыка Ульяны Мачневой). В феврале 2000 года на международном конкурсе в
городе Белгороде Ульяна участвовала в концерте харьковчан "В. Доценко и его ученики". Она исполняла свои вариации на тему украинской народной песни "Несе Галя воду".
В Белгороде У. Мачнева познакомилась с очень уважаемым московским гитаристом и композитором Никитой Кошкиным, чьи сочинения она с удовольствием включает в . свои программы. В ноябре 2000 года в Польше на международном конкурсе гитаристов, где Ульяна играла только 1-й тур, она встретилась с Лео Брауэром, композитором .и .гитаристом из Испании. Так же, как и Н. Кошкин, Л. Брауэр стал тем современным композитором, которого ей нравится и хочется исполнять в будущем.
На фестивале и конкурсе "Крымские струны-95" (37 участников) Ульяна Мачнева заняла 2-е место и понравилась исполнением собственной композиции "Ночные видения" и "Украинская фантазия". В газете "Крымские известия" о ней написали: "Утонченная музыкальность и эмоциональность У. Мачневой в сочетании с ее композиторскими способностями и высокой техникой исполнения могут открыть для этой гитаристки большие перспективы на будущее".
И перспективы мало-помалу становятся свершениями. Музыка собственная нашла в Ульяне Мачневой идеальное пристанище. Поводом для ее появления может быть что угодно: перемена погоды, времени года и настроения, прочитанная книга, увиденный телевизионный мультик или что-то в сочинениях коллег, натолкнувших на удачное развитие найденной музыкальной мысли. Помню, как она восторгалась американским фильмом "Путешествие Одиссея", видимо, открыв в нем что-то важное для себя.
Я заметил, что она очень одинока на миру, наедине с собой и в многолюдье. Невольно напрашивается сравнение со знаменитым сетон-томпсоновским волком Лобо. Но Лобо был подлинным созданием дикой природы и, как творческий человек, боялся многолюдья и неожиданных встреч, способных принести если не смерть, то боль.
Как-то Ульяна сокрушалась: "Мгновения, впечатления... Я ловлю их мыслью, но словами они в руки не даются". То, что у нее не становится песней, превращается вдруг в инструментальные сочинения. В этом, видимо, один из секретов музыкальной технологии молодого композитора. Однажды ей показали часы из Англии со звуком капающей воды. Они так ей понравились, что, крутясь вокруг и разглядывая их, за 30 минут она написала музыкальную пьесу "Часы из Англии".
В своих одиноких прогулках по родному городу она открывала для себя его красоту и привлекательность. В марте ей исполнилось 25 лет. За границей Ульяну уже знают как .гитаристку и композитора. Звучание ее инструмента привлекает еще и потому, что последние годы она играет на гитаре великолепного московского мастера Феликса Акопова. Ее музыку исполняют в Украине, Белоруссии, Чехии. Упомянутый выше известный сербский профессор, гитарист и композитор Урош Дойчинович напечатал "Украинскую фантазию" У. Мачневой в выходящем в США музыкальном журнале. Недавно Ульяна Мачнева насчитала 14 собственных сочинений, которые хочет издать. Появились и маленькие ученики в ДК ХТЗ. Ей очень нравится с ними заниматься. Планы, свершения, поездки, новые стихи...
Только что Ульяна Мачнева вернулась из Польши, где заняла 2-е место на международном конкурсе. Успеха, Ульяна, и пусть поет гитара.