Доминго Прат
Биографический, библиографический и историко-критический словарь гитарис-тов (Буэнос-Айрес, 1934).
ЛЬОБЕТ СОЛЕС МИГЕЛЬ. Знаменитый испанский концерт-ный исполнитель на
гитаре. Родился в Барселоне 18 октября 1878 г. Он входит в искусство через
рисунок и живопись, будучи очень молодым и занимаясь с известным маэстро
Торрисом Касаной. По разным причинам, вызванными его образом жизни, он оставляет
живопись, к которой имел исключительные способности, и начинает заниматься
гитарой. Он занимался у скромного гитариста Махина Алегре, которого ему
представил "Хаумет-куплетист", бедный певец и гитарист. Маэстро Алегре сразу же
понимает, какими большими способностями обладает его ученик, и сам представляет
его Тарреге. У великого валенсийца Льобет получил мало уроков, он всем обязан
только себе, об этом свидетельствует несомненный талант великого концертного
исполнителя. В те времена в Барселоне питали отвращение к гитаре, и поэтому
Льобет, который был уже хорошим музыкантом и которому исполнилось 26 лет,
выступает только в частных обществах и дает концерты для узкого круга, получая
за это только слова благодарности. Такое положение вещей заставляет его в 1904
г. перебраться в Париж, где он и обосновывается. Но до того как совершить этот
переезд, когда гитаристу было 20 лет, он, выезжая за пределы своей провинции,
познакомился с другом гитары, высокопоставленной Консенсьон Хакоби, богатой
валенсийской дамой, почитательницей и защитницей до того момента будущего
учителя Льобета, Франсиско Тарреги. Донья Консенсьон услышала игру молодого
каталонца и была очарована его искусством. Она увозит его в поэтическую Малагу и
в 1900 г. на Парижскую выставку. Жизнь для Льобета становится прекрасным сном, и
когда он просыпается, то дает несколько концертов. В Малаге он дает концерт в
филармоническом обществе, за что ему дают титул почетного маэстро, также как и
знаменитому Хуану Парге. Затем он выступает в консерватории Валенсии и в 1902 г.
в Мадриде, где ему аплодировали дважды.
Уже в Париже (1904 г.) вместе с великими музыкантами, такими как Рикардо Виньяс,
Рибо и др. он добивается оглушительного успеха, как и тот, которым завершился
акт 26 января 1905 г. в салоне "Вашингтон палас", где приняли участие великий
пианист Виньяс, скрипач М. Шедекаль, Льобет и оркестр салона под руководством де
Ль-Анфана, который открывал и закрывал концерт. Вместе с другими он выступал в
"Трубе" (Ла Тромпета), "Скала Канторум" и др.
Но в Париже он никогда не выступал индивидуально, что не давало возможности
по-настоящему оценить его игру. Он как бы не мог отрешиться от того типа
концертов, где нужно несколько артистов, которые соревнуются между собой.
Казалось, Льобет не чувствует собственной значимости в определенной обстановке
высшего порядка по сравнению с барселонской, и его не одолевают артистические
амбиции. Такого рода концерты проводились в Париже один за одним, и всегда в них
ему уделялось почетное место, и всегда обеспечен проходящий успех. С другой
стороны, это было удобно, так как не требовалось большой подготовки для
обновления программ, и он мог уделять больше времени для выступлений на частных
вечерах, куда его усиленно зазывали. Он очень скоро завоевал славу маэстро в
столице Франции. Жаль, что ее народ не любит наш инструмент! Но большая колония
мореходов, и в частности американцы, выделяют гитару особо. Многие семьи из
американских стран были заинтересованы в уроках Льобета: сеньора Ортис
Басуальдо, доктор Венсеслао Эскаланте (аргентинцы) не только были его учениками,
но и восторженными поклонниками. В марте 1910 г., когда я был в Буэнос-Айресе и
просил об этом моего друга Рикардо Диаса Ромеро, чтобы он привез Льобета, был
решен вопрос о его приезде. В своем ответе мне Льобет, наряду с другими писал:
"Никогда не испытать мне такой радости, какую я испытал у Вас". Льобет пишет о
своем приезде в Америку в качестве концертного исполнителя, где он играл не
вместе с другими артистами, как в Париже, а индивидуально, как он этого и
заслуживает. Это турне увенчалось огромным успехом и в 1913 г. он переехал в
Чили.
Позже он едет в США как турист и ученик, а в 1918 г. возвращается в Буэнос-Айрес
по выгодному контракту с любителем Хуаном Карлосом Анидо. Это турне - наивысший
пик его карьеры. Он несколько раз возвращается в Аргентину по контракту с
сеньором Анидо, но с каждым разом публика относится к нему все прохладнее. Дело
в том, что Льобет умеет только демонстрировать свою виртуозность, все ускоряя
свое исполнение, ослабляя классицизм и выразительность музыкальной фразы. В
Европе, начиная с роковой даты, августа 1914 г., когда разразилась война, артист
ведет растительное существо-вание до 1919 г., и только одна страна Германия дает
если не деньги, то хотя бы славу концертным исполнителям, которые отваживаются
предстать перед немецкой публикой. В этой стране Льобета любят и почитают, и в
каждом из турне он дает несколько десятков концертов, как и другие испанские
гитаристы: Бальдомеро Сепатер и Франсиско Кальеха, с которыми подписаны
контракты на большие серии концертов в разных городах Германии. Здесь, к
счастью, ему не нужно выступать, как в Париже, где каждый концерт - музыкальный
банкет, составленный из нескольких сильных блюд. В стране Вагнера гитарист
привыкает выступать как в Буэнос-Айресе, в сольных концертах, соло и
эксклюзивных концертах. У нас нет сведений, что Льобет сыграл хотя бы один
концерт, только он один, в столице Франции. Мы не можем утверждать, однако, что
Льобет не добился успеха в Париже, но это был успех в определенных кругах. Было
мало великих гитаристов, которые бы творили одновременно, за исключением
Золотого века нашего инструмента. У Льобета был его великий час, и нам
по-настоящему жаль, что на взлете своей карьеры он не был господином своего
головокружительного исполнения, не мог уделять внимания музыкальной фразе, не
уделяя его воображаемому призраку публики, а если уделяет, то властвовать над
публикой и брать в плен ее чувства. Это следует делать выразитель-ностью, а не
виртуозностью, к которой интерес быстро пропадает. Несомненно, у Льобета была
сила и несравненный дар. Не помогло ему и то, что гитара в его время не была
такой освоенной областью, как фортепиано: он думал только о том, какие выгоды
мог принести ему инструмент, и это по-человечески понятно. Но существует нечто
высшего порядка, что без всякого предупреждения создает ему трудности и создает
возможность похожую на то, когда умственная гимнастика в подсчетах золота дает в
результате плохой пируэт.
Во время его пребывания в Аргентине было организовано несколько концертов для
двух гитар. Но не это стало причиной неудачи, напротив, сам уровень исполнителей
должен был послужить гарантией успеха, но все зло, вся непростительность ошибки
заключалась в подборе произведений. Ни одно из них не было оригинальным
произведением для гитары! Это были переложения, которые никогда не смогли бы
выявить ценность "дуэтов" Сора и какого-либо другого гитариста в исполнении на
гитаре. Это отсутствие проницательности, это забвение авторов, классиков музыки
для гитары, просто невозможно вообразить себе в артистической личности Льобета.
Публика Буэнос-Айреса, образованная с музыкальной точки зрения, составила себе
такое мнение и любители гитары, каковыми являются аргентинцы, уделило ему всего
лишь то внимание, которого он заслуживал.
Из опубликованных его сочинений известно лишь одно оригинальное произведение:
"Романс", выпущенный "Библиотекой Фортеа" (Мадрид) с очень хорошей музыкаль-ной
структурой и хорошо раскрывающее свойства гитары. Что касается публикаций
переложений или народных каталонских тем, оригинальных, только если их автор -
сам народ, и переложенных для гитары Льобетом, то здесь этим мы заниматься не
будем. Здесь мы ведем речь только об оригинальных произведениях, которые
обогащают литера-туру и исключительно задуманы для гитары.