Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь
 
 

Василий Петрович
Лебедев

 
 

ЛЕБЕДЕВ Василий Петрович (1867-1907) – выдающийся русский гитарист-виртуоз на 6 и 7-струнной гитарах, педагог. Родился в Канятовске, Саратовской губернии, в 1867 году. Ученик известного русского гитариста И. Ф. Деккер-Шенка (1825-1899). Успешно концертировал в Петербурге и других городах России. В 1900 году выступал с оркестром русских народных инструментов В. В. Андреева – Великорусским оркестром – в Париже на Всемирной выставке. Пресса отметила большой успех артиста. Лебедев был первым исполнителем в России партии гитары в Квартете для гитары, скрипки, альта и виолончели Н. Паганини. Препода-вал в Петербурге в общедоступных музыкальных классах Педагогическом музее и в частях военного округа.

В.П. Лебедев

В. Лебедев – автор «Школы для 7-струнной гитары» (1904), сборника "50 русских и малороссийских народных песен", многих переложений, обработок цыганских романсов.

Умер в Санкт–Петербурге 8 февраля 1907 г.

* * *

Борис ВОЛЬМАН. Гитара в России.
Ленинград, Музгиз, 1961.

[В. П. Лебедев] получил образование в музыкальных классах Саратовского отделения Русского музыкального общества и самоучкой научился играть на гитаре. Приехав в Петербург, он решил избрать гитару своей специальностью. С этой целью он стал брать уроки игры на шестиструнной гитаре у Деккер-Шенка, вслед за чем и сам стал давать уроки гитарной игры. Совершенствуя собственную игру, Лебедев начал выступать и публично. Вначале это были довольно скромные выступления в кружках гитаристов, за чем последовал его первый самостоятельный концерт, состоявшийся в 1897 году в зале Кредитного общества в Петербурге. Известность Лебедева-гитариста стала расти, чему способствовали дававшиеся им ежегодно концерты. В 1898 году он был приглашен известным русским балалаеч-ником и организатором оркестра народных инструментов В. В. Андреевым вести преподавание народной музыки в гвардейских полках Петербургского военного округа, а в 1900 году, когда оркестр Андреева с успехом выступал с концертами на Всемирной выставке в Париже, там же выступил и Лебедев, получивший положительные отзывы парижской прессы ("Figaro", 1900, № 186; "Gazette de Paris", 1900, № 83).

Лебедев и далее продолжал выступать с оркестром Андреева, причем иногда его игра затмевала игру оркестра. Так, об одном из концертов Лебедева, обычно дававшихся в зале Кредитного общества в Петербурге, рецензент писал: "Имел успех оркестр балалаек г. Андреева, но успех, побледневший рядом с овациями, выпавшими на долю г. Лебедева и его товарищей" ("Новое время", 1902, № 9326).

В этом концерте наряду с Лебедевым выступали другие гитаристы, видимо, ученики Лебедева. Его концерты не только в Петербурге, но и в других городах и одновременное руководство классом гитары в Общедоступных классах Педагогического музея в Петербурге содействовали его популярности.

Лебедев играл на шестиструнной гитаре с четырьмя дополнительными струнами. Приемы игры он полностью воспринял от Деккер-Шенка. Как и его учитель, Лебедев был представителем немецкой гитарной школы, в основе которой лежала сила звучания инструмента. Нежность, которую многие считали главным выразительным свойством гитары, признавалась Лебедевым второстепенным качест-вом, одной из многих возможных на гитаре красок звучания. Репертуар Лебедева был довольно обширен, но не отличался тонкостью вкуса. Он исполнял гитарный концерт Деккер-Шенка, его же Фантазию и другие пьесы, произведе-ния немецкого гитариста Клингера, собственные переложе-ния пьес Шуберта, Шопена и фантазии на популярные русские песни ("По улице мостовой", "Светит месяц" и др.). Большим успехом в исполнении Лебедева пользовались Вальс Дюрана и Элегия Массне. Лебедев был первым исполнителем в России Квартета для гитары, скрипки, альта и виолончели Паганини. [...]

В 1904 году Лебедевым была опубликована Школа для семиструнной гитары русского и испанского строя (с добавлением басовой струны си). В основу ее были положены Школы Каркасси, Джульяни, но приемы игры были заимствованы из Школ Мертца и Деккер-Шенка. Причину создания своей Школы Лебедев объяснял желанием поколебать установившееся мнение о гитаре и познакомить с "настоящей" гитарой, такой, какой, по его мнению, она должна быть. Признавая ценность многих ранее выпущен-ных руководств, Лебедев находил в них отсутствие системы, главным же их недостатком считал то, что они были мало пригодны для начинающих. Эти недостатки Лебедев пытался устранить в своем руководстве, но не очень успешно. За исключением приложенных в Школе 10 этюдов Каркасси, другой учебный материал Школы состоял из собственных этюдов и обработок, пьес Деккер-Шенка и др., отличавшихся легковесностью. При наличии известной последовательности в приобретении навыков игры, Школа Лебедева направляла вкус учащихся в сторону чистой салонности.

 

 
 

TopList