КУШЕНОВ-ДМИТРЕВСКИЙ Дмитрий Федорович (1772-02.12.1835, Петербург), – петербургский чиновник, гитарист, композитор и педагог; музыкальный писатель, активный
пропагандист гитары. Любитель русской народной музыки, автор около 15 фантазий на русские песни, многочисленных танцевальных пьес, вариаций, а также различных
переложений для гитары, издавший ряд сборников, содержащих упражнения и произведения для гитары [Новая и полная гитарная школа. СПб., 1814; Школа, или
Начальное основание для семиструнной гитары. СПб., 1808 (переиздавалась в 1814, 1815, 1817 и в 1829 гг.); Школа или начальное основание для семиструнной гитары.
СПб. 1815; Между-Делье или собрание образцовых пьес для семиструнной гитары. СПб. 1819; Опыт музыкального искусства костями, или лучший способ сочинять пиесы
без познания нот и музыки для пиано-форте. СПб., 1822; Руководство для сочинения фортепианных пьес по таблицам ("Дамский музыкальный кабинет, содержащий в себе
искусство сочинять...", ч. 1-2, СПб., 1828, и многое другое]. Владел несколькими иностранными языками (немецкий, итальянский, французский),
опубликовал в своем переводе книги, посвященные методике обучения игре на гитаре, которые были созданны знаменитыми гитаристами, различные работы по
музыке, в частности, перевел с итальянского, со своими дополнениями: Азиоли, "Музыкальная грамматика, или Теория правил музыки" (СПб., 1826), состоящую из
вопросов и ответов Б. Азиоли, директора и композитора Миланской консерватории. Пользовался огромным авторитетом.
Один из первых собирателей сведений о русских музыкантах XVIII – нач. XIX вв. и составитель их биографий. Его интересовали самые разнообразные проблемы
гитарного искусства, а также музыкально-педагогические традиции России и других стран. В 1831 году издал в Петербурге "Лирический музеум, содержащий в себе краткое
начертание истории музыки с присовокуплением: жизнеописаний некоторых знаменитых артистов и виртуозов оной, разного рода анекдотов и четырех портретов отличнейших
сочинителей" (СПб.: В Типографии Департамента народного просвещения, 1831). Содержание книги охватывает отдельные сведения по истории музыки Египта,
классической античности (Древняя Греция и Рим), несколько фрагментов о музыкальном средневековье (Западном и Восточном) и о музыке Нового времени
(упоминаются композиторы только XVIII века).