Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь
 
 

Франческо Корбетта

 
 

КОРБЕТТА Франческо (1615 или 1620 - 1681), – итальянский гитарист-виртуоз и композитор, известный во второй поло-вине жизни под переделанным на французский лад именем Франсиск Корбет. Прославился как учитель игры на гитаре в Болонье (с 1639 года), где стал главой блестящей школы. Около 1643 года Корбетта поступил на службу к герцогу Мантуанскому, затем – к эрцгерцогу Австрии (ок. 1648). Призванный ко французскому двору в период правления молодого Людовика ХIV, он создает совместно с Люлли музыку для одного из королевских балетов, сочинив антре для нескольких гитар. В дальнейшем он продолжает свою деятельность при королевском дворе Англии. Здесь он знаменит как крупный исполнитель-виртуоз, а также педагог, дающий уроки королю и придворной знати. Около 1671 года он возвращается во Францию для преподавания игры на гитаре наследнику престола, но при этом не порывает свои связи с английским королевским двором. Умер в Англии в 1681 году.

Франческо Корбетта

Это наиболее знаменитый гитарист своего времени, "лучший из всех" ("el mejo de todos"), как отмечает Гаспар Санс.  Законченный виртуоз, талантливый композитор, Корбетта пользовался всеобщей известностью. Доказа-тельством его славы может служить эпитафия, написанная, вероятно, одним из его учеников:

Корбетта здесь почил, наш славный Амфион.
Его гитарных струн волшебны были чары.
Петь голосом любви он научил гитару,
Язык страстей людских ей в дар оставил он.
Ни у кого она не пела вдохновенней!
Искусный гитарист пленял сердца владык.
В своих гармониях Корбетта так велик,
Как будто помогал ему незримый гений...

Пять сохранившихся сборников сочинений для гитары Франческо Корбетты отражают эволюцию музыкального стиля на протяжении века. Первые сборники, опублико-ванные в Италии между 1639 и 1648 годами, предназначены для испанской гитары (chitarra spagnuola). Два последних, выпущенных в Париже, объединяют технику ударного звукоизвлечения (technique battu) и более традиционный мелодический стиль. Названные «Королевская гитара», они имеют ретроспективные посвящения – "Королю Великобритании" и "Королю..." (без уточнения, но предпола-гается, очевидно, имя короля Франции Людовика ХIV, хотя не исключена и другая трактовка посвящения). Первый сборник (1671) содержит 14 сюит, каждая из которых открывается прелюдией и включает танцы в следующей последовательности: аллеманда, куранта, сарабанда (одна из них – знаменитое сочинение на смерть мадам д'Орлеан), пассакалья и т. д. Второй сборник (1674) написан, как уточняет автор, "в манере, которая особенно нравится Его Величеству: наиболее хроматической, изысканной и ясной". Он открывается сюитой из двенадцати пьес для двух гитар баттенте; среди них — "Фанфары", "Жига, любимица короля", сарабанда "La dauphine". Далее следуют танцы, не сгруппированные в сюиты.

Некоторые современники Корбетты – не снискавшие при-знания и вскоре забытые композиторы – известны нам сегодня только по дошедшим произведениям.
 

Основной источник:
Э.Шарнассе "Шестиструнная гитара"
 

 
 

TopList