ИВАНОВ-КРАМСКОЙ Александр Михайлович
(настоящая фамилия – Иванов; 26.07.1912, Москва – 11.04.1973, Минск), –
выдающийся русский советский классический гитарист, композитор, дирижер,
педагог, автор "Школы игры на шестиструнной гитаре" (1947), один из немногих
советских музыкантов-гитаристов, удостоенных звания заслуженного артиста
РСФСР (1959). Начинал обучаться в музыкальной школе (ныне ДМШ имени
Игумнова) по классу скрипки, однако под впечатлением от посещения в 1926
году концерта Андреса Сеговии в Большом зале Московской консерватории принял
решение посвятить себя гитаре. С 1931 по 1933 год учился в Московском
областном музы-кальном
педагогическом училище имени Октябрьской рево-люции на отделении народных
инструментов по специаль-ности гитара у Петра Спиридоновича Агафошина
(шести-струнная гитара), параллельно обучался композиции у Николая
Речменского и дирижированию у Константина Сараджева, затем у П.С. Агафошина
на курсах повышения квалификации при Московской консерватории. Сыграл
огромную роль в развитии шестиструнной гитары в России.
Фото из
личного архива Н. Ивановой-Крамской. Перепечетано с сайта "Библиотека
гитариста"
Много выступал сольно, а также с концертами в сопровож-дении симфонического
оркестра, в ансамбле с певцами и другими исполнителями (Н.А. Обуховой, И.С. Козловским,
А.А. Яблочкиной, Л.Б. Коганом, М.Л. Ростроповичем и др.). Сотрудничал с квартетами им. Бетховена
и им.
Комитаса, Танеева. С 1932
года работал на Всесоюзном радио. В 1939 году
получил 2-ю премию на Всесоюзном конкурсе исполни-телей на народных инструментах. В
1939-1945 гг. солист и дирижёр Ансамбля песни и пляски НКВД СССР. В 1947-1952 годах
возглавлял Русский народный хор и Оркестр народ-ных инструментов
Всесоюзного радио.
Автор более пятисот сочинений для гитары, сонат, перело-жений и обработок. Его гитарные
сочинения (среди которых два концерта для гитары с оркестром)
пользуются большой популярностью среди
гитаристов. В качестве дирижера и исполнителя записал более 40
грампластинок.
В собрании Гостелерадиофонда хранится около 160 записей А.М.
Иванова-Крамского. В его исполнении звучат произве-дения И. Гуммеля, К.М.
Вебера, А. Диабелли, И. Альбениса, Э. Гранадоса, Э. Вила-Лобоса, Ф. Сора,
переложения сочи-нений А. Скарлатти, И. Баха, И. Брамса, Ф. Мендельсона, А.
Лядова, П. Чайковского, В. Шебалина, вариации на темы А. Варламова и Дж.
Россини, обработки народных песен. А также цикл И. Альбениса "Испания"
(запись 1948 г.), Сона-тина для скрипки и гитары си минор Н. Паганини (Л.
Коган, запись 1951 г.), "Подмосковные хороводные" А. Аксенова в исполнении
оркестра Хора русской песни Всесоюзного радио под управлением А.М.
Иванова-Крамского (запись 1948 г.) и собственная Фантазия на темы русских
народных песен (запись 1966 г.).
Педагогическая деятельность А. М. Иванова-Крамского про-текала в
Академическом музыкальном училище при
Москов-ской консерватории, где по его инициативе в 1960 году был открыт
класс шестиструнной гитары, и где с 1960 по 1973 год он возглавлял класс гитары,
подготовив немало талантливых музыкантов, среди которых Николай Комоля-тов,
Феликс Акопов, Валерий Петренко, Андрей Гарин, Евгений Ларичев, Даниал
Назарматев, Наталия
Иванова-Крамская и другие известные гитаристы.
Затем преподавал в Институте культуры.
Александр
Михайлович Иванов-Крам-ской был видным музыкально-общест-венным деятелем,
отдавшим все свои силы пропаганде
гитарного искусства. После долгих лет
забвения, благодаря выдающемуся
исполнителю и педагогу, гитара вновь
обрела статус профессио-нального
концертного инструмента и стала
преподаваться в средних и выс-ших
музыкальных заведениях страны. Умер А.М.
Иванов-Крамской 11 апреля 1973 года в Минске во время
гастролей. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.
В память музыканта прово-дятся ежегодные Московские междуна-родные фестивали гитарной
музыки имени А.М. Иванова-Крамского, его имя носит одна из детских
музыкальных школ г. Москвы.
Иванова-Крамская Н.А.
Жизнь посвятил гитаре: Воспомина-ния об отце.
– М., 1995. – 112 с.
Воспоминания Н.А. Ивановой-Крам-ской о своем отце. В книге
расска-зывается о жизни мастера гитары, о незаурядности его артистических и человеческих качеств и неутомимой борьбе за жизнь инструмента. В конце помещены перечень концерт-ного репертуара
А.М. Иванова-Крамского, репродукции рисунков и документальных фотографий.
"...Меня часто спрашивают, как ты занимался. Помню, что работая над произведениями, ты всегда стремился понять замысел автора и огромное внимание уделял звуку. Инструменты и струны долгое время были
несовершен-ными, и ты привык работать с тем, что есть. Микрофоны не любил, поэтому всегда добивался яркого и сочного звучания. В начале трудового дня ты проигрывал, один за другим, этюды Сора, Джулиани, Агуадо, Вила-Лобоса, любил поработать над вариациями на тему Моцарта, Сора, Канцонеттой Мендельсона, часто возвращался к Джулиани, Вивальди, Каруяме, любил подолгу импровизировать, "раскрашивая" тему известной народной песни все новыми и новыми вариациями. Великолепно владея инструментом, часто поражал оркестровкой гитарных произведений, вынашивая новую пьесу, жил ее образами, наслаждаясь процессом создания. Помню, во время работы над программой читал, подолгу копался в библиотеке, а порой целый день рисовал. Это вообще было твоим самым любимым занятием. Оно успокаивало тебя,
– видимо музыка звучала вместе с красками".
Полную,
исправленную и дополненную биографию Александра Михайловича Иванова-Крамского, а также
дополнительные материалы о нем, читайте в
специальном выпуске нашего электронного журнала "История гитары в лицах" (2012, №
4).
М. Вайсборд о А.
М. Иванове-Крамском
Из очерка "Дань
почтения гитаре" (очерк второй),
"Музыкальная
жизнь", №4, 1988 г.
Н.
Яхонтова "К 90-летию со дня рождения
гитариста
Александра Иванова-Крамского"