ГЕНДЕЛЬ (Handel) Георг
Фридрих (1685-1759), немецкий композитор и
органист. Около полувека работал в Лондоне.
Мастер монументальной оратории, главным
образом на библейские сюжеты (ок. 30), в т. ч.
«Саул», «Израиль в Египте» (обе 1739), «Мессия»
(1742), «Самсон» (1743), «Иуда Маккавей» (1747).
Более 40 опер, органные концерты, кончерто
гроссо для оркестра, инструментальные
сонаты, сюиты.
* * *
ГЕНДЕЛЬ (Handel) Георг
Фридрих (или Джордж Фредерик) (23 февраля 1685,
Галле — 14 апреля 1759, Лондон), немецкий и
английский композитор.
В раннем возрасте
Георг Фр. Гендель обнаружил большие музыкальные
способности и поначалу занимался музыкой
втайне от отца, придворного цирюльника-хирурга,
который хотел видеть своего сына юристом.
Лишь около 1694 Гендель был отдан в обучение
Ф. В. Цахову (1663-1712) — органисту церкви св.
Марии в Галле. В возрасте 17 лет Гендель был
назначен органистом кальвинистского
собора, однако он увлекся написанием своей
первой оперы «Альмира», за которой спустя
полтора месяца последовала еще одна опера
— «Нерон». В 1705 Гендель выехал в Италию,
где провел около четырех лет. Работал во
Флоренции, Риме, Неаполе, Венеции; во всех
этих городах ставились его оперы-сериа, а в
Риме — также оратории (в том числе «Воскресение»).
Итальянский период жизни Генделя был
отмечен также созданием многочисленных
светских кантат (преимущественно для
солирующего голоса с цифрованным басом); в
них Гендель оттачивал свое мастерство
вокального письма на итальянские тексты. В
Риме Гендель написал несколько
произведений для церкви на латинские
слова.
В начале 1710 Гендель
выехал из Италии в Ганновер, чтобы занять
должность придворного капельмейстера.
Вскоре он получил отпуск и отправился в
Лондон, где в начале 1711 была поставлена его
опера «Ринальдо», восторженно принятая
публикой. Вернувшись в Ганновер, Гендель
проработал немногим больше года и осенью
1712 вновь выехал в Лондон, где оставался до
лета 1716. За этот период он написал четыре
оперы, ряд произведений для церкви и для
исполнения при королевском дворе; был
удостоен королевской пенсии. Летом 1716
Гендель в свите английского короля Георга
I еще раз посетил Ганновер (возможно,
именно тогда были написаны его «Страсти по
Брокесу» на немецкое либретто) и в конце
того же года возвратился в Лондон. По-видимому,
в 1717 Гендель написал «Музыку на воде» — 3
оркестровые сюиты, предназначенные для
исполнения во время парада королевского
флота на Темзе. В 1717-18 Гендель состоял на
службе графа Карнарвонского (впоследствии
герцога Чандосского), руководил
музыкальным исполнением в его замке
Кэннонс (близ Лондона). В эти годы он
сочинил 11 англиканских духовных гимнов-антемов
(известны как «Чандос-антемы») и два
сценических произведения в популярном
английском жанре маски, «Ацис и Галатея» и
«Эсфирь» («Аман и Мардохей»). Обе маски
Генделя рассчитаны на возможности
скромного исполнительского ансамбля,
которым располагал кэннонский двор.
В 1718-19 группа близких к
королевскому двору аристократов, стремясь
укрепить позиции итальянской оперы в
Лондоне, основала новое оперное
предприятие — Королевскую академию
музыки (Royal Academy of Music). Гендель, назначенный
музыкальным руководителем академии,
отправился в Дрезден, чтобы набрать певцов
для оперы, которая открылась в апреле 1720.
Годы с 1720 по 1727 были кульминационными в
деятельности Генделя как оперного
композитора. За «Радамистом» (второй
оперой, написанной специально для
Королевской академии) последовали «Оттон»,
«Юлий Цезарь», «Роделинда», «Тамерлан», «Адмет»
и другие произведения, принадлежащие к
вершинам жанра оперы-сериа. Репертуар
Королевской академии включал также оперы
Джованни Бонончини (1670-1747), которого
считали соперником Генделя, и других
видных композиторов; в спектаклях
участвовали многие выдающиеся певцы, в том
числе сопрано Франческа Куццони (1696-1778) и
кастрат Сенезино (ум. 1759). Однако дела
нового оперного предприятия шли с
переменным успехом, а сенсационный успех
пародийной «простонародной» «Оперы
нищего» (1728) на либретто Джона Гея (1685-1732) с
музыкальным оформлением Иоганна Кристофа
Пепуша (1667-1752) прямо способствовал его
краху. Годом раньше Гендель получил
английское подданство и сочинил четыре
антема по случаю коронации Георга II (еще
раньше, в 1723, он был удостоен звания
композитора Королевской капеллы).
В 1729 Гендель стал
соучредителем новых сезонов итальянской
оперы, на этот раз в лондонском
Королевском театре (King's Theatre) (в том же году
он выехал для набора певцов в Италию и
Германию). Это оперное предприятие
просуществовало около восьми лет, в
течение которых успехи чередовались с
неудачами. В 1732 новая редакция «Эсфири» (в
форме оратории) была исполнена в Лондоне
дважды, вначале под управлением самого
Генделя, а затем силами конкурирующей
труппы. Гендель готовил это произведение к
постановке в Королевском театре, однако
епископ Лондона запретил переносить
библейский сюжет на театральные подмостки.
В 1733 Гендель был приглашен в Оксфорд на
фестиваль своей музыки; специально для
исполнения в оксфордском Шелдоновском
театре (Sheldonian Theatre) он написал ораторию «Аталия».
Между тем, в Лондоне была учреждена новая
труппа, Дворянская опера (Opera of the Nobility),
составившая серьезную конкуренцию
генделевским сезонам. Недавний любимый
певец Генделя Сенезино стал ее ведущим
солистом. Борьба Дворянской оперы и
генделевского предприятия за симпатии
лондонской публики проходила драматично и
завершилась банкротством обеих трупп (1737).
Тем не менее в середине 1730-х Гендель создал
такие замечательные оперы, как «Роланд», «Ариодант»
и «Альчина» (две последние — с
развернутыми балетными сценами).
Годы с 1737 по 1741 в
биографии Генделя были отмечены
колебаниями между итальянской оперой-сериа
и формами, опирающимися на английские
тексты, прежде всего ораторией. К
окончательному выбору между этими двумя
жанрами его подтолкнули провал оперы «Дейдамия»
в Лондоне (1741) и восторженный прием
оратории «Мессия» в Дублине (1742). Премьеры
большинства последующих ораторий Генделя
происходили в новом лондонском театре
Ковент-Гарден в дни Великого поста или
незадолго до него. Большая часть сюжетов
взята из Ветхого завета («Самсон» [1743], «Иосиф
и его братья» [1744], «Валтасар» [1745], «Иуда
Маккавей» [1747], «Иисус Навин» [1748], «Соломон»
[1749] и другие); его оратории на темы из
античной мифологии («Семела» [1744], «Геркулес»
[1745]) и христианской агиографии («Феодора»
[1750]) не имели особого успеха у публики. Как
правило, в перерывах между частями
ораторий Гендель исполнял собственные
концерты для органа с оркестром или
дирижировал произведениями в жанре
кончерто гроссо (особенно примечательны 12
Concerti grossi для струнного оркестра соч. 6,
опубликованные в 1740).
В течение последних
десяти лет жизни Гендель регулярно
исполнял «Мессию», обычно силами 16 певцов
и около 40 инструменталистов; все эти
исполнения были благотворительными (в
пользу Воспитательного дома в Лондоне). В
1749 он сочинил сюиту «Музыка для
королевского фейерверка» для исполнения в
Грин-парке в честь Аахенского мира. В 1751
Гендель потерял зрение, что не помешало
ему год спустя создать ораторию «Иевфай».
Последняя оратория Генделя, «Триумф
Времени и Правды» (1757), скомпонована
преимущественно из более раннего
материала. Вообще говоря, Гендель часто
прибегал к заимствованиям из своих ранних
произведений, а также из музыки других
авторов, которую он умело адаптировал к
собственному стилю.
Смерть Генделя была
воспринята англичанами как потеря
крупнейшего национального композитора. Он
был похоронен в Вестминстерском аббатстве.
До «баховского возрождения» начала 19 в.
репутация Генделя как самого
значительного из композиторов первой
половины 18 века оставалась незыблемой. В. А.
Моцарт осуществил новые редакции «Ациса и
Галатеи» (1788), «Мессии» (1789), оратории «Празднество
Александра» (1790) и Оды ко дню св. Цецилии
(1790). Л. ван Бетховен считал Генделя
величайшим композитором всех времен.
Конечно, эта оценка преувеличена; тем не
менее нельзя отрицать, что монументальные
оратории Генделя, и прежде всего «Мессия»,
принадлежат к самым впечатляющим
памятникам музыки барокко.
Литература:
Роллан Р. Гендель // Р.
Роллан. Музыкально-историческое наследие,
вып. 2, перевод с французского. М., 1987.
Deutsch O. E. Handel, a Documentary Biography.
London — New York, 1955.
Bourree in G |
TAB |
Minuet in D - from
Water Music Suite |
TAB |
Sarabande in Dm |
TAB |
Sonatine -
Allegretto in A |
TAB |