ГРОМИН (наст. фамилия Нестеров) Николай Николаевич (род.
01.10.1938, Москва) – российский джазовый гитарист. Участник московских
джазовых фестивалей 1960-х годов. В 1963 окончил Московский институт
народного хозяйства. Кандидат экономических наук. Музыкальность Н. Громина обнаружилась рано,
однако гитару
он впервые взял в руки только в возрасте 20 лет. Инструмент осваивал
самостоя-тельно. Тем не менее,
его успех как гитариста был стреми-тельным: став ведущим солистом среди музыкантов
Мос-ковского джаз-клуба, он уже после дебюта на Таллинском джаз-фестивале 1961
года приобрел всесоюзную извест-ность. В 1962 году последовала победа на
первом Москов-ском фестивале "Джаз-62" и триумф на международном фестивале
"Джаз-Джембори 62" в Варшаве, Польша, с квинтетом Вадима Сакуна (это было первое
выступление советских музыкантов на зарубежном джаз-фестивале). С этого времени о Громине начинают говорить как об одном из
выдающихся джазовых гитаристов Европы. Эту оценку он подтвердил на
джаз-фестивалях в Праге (1965) и Варшаве (1966), где выступал вместе с
Георгием Гараняном. В 1968-1973 годах сотрудничал со многими московскими
музыкан-тами, регулярно выступая в московских кафе "Синяя птица", "Аэлита" и
"Печора".
К числу наибольших удач Николая Громина относят его пьесу «Коррида», которой был
посвящен отдельный очерк в популярном советском молодежном журнале «Юность»
и позитивные отзывы в других изданиях. "Ее композиционная схема, – писал Л. Переверзев
в «Музыкальной жизни», – кажется очень простой, ее основу составляет
монотонно повторяющаяся ритмогармоническая формула испанского болеро, такой
прием заставляет сразу вспомнить знамени-тое «Болеро» Равеля, но квартет
Громина находит новое, ярко оригинальное решение этой традиционной темы".
Другими яркими композициями Н. Громина являются "Блюз", "Здравствуй, Иван!",
"Ночь на Плещеевом озере".
В отличие от советских, зарубежные критики, наоборот, подчеркивали глубокую связь
игры Громина с русской музыкальной традицией. Так, Дон Эллис, американский
трубач-солист и руководитель оркестра, исполняющий джаз с сильным славянским
влиянием, писал: "Гитарист Николай Громин – что-то удивительное. Будто это
исполнитель блюза, бравший уроки у Прокофьева". Уиллис Коновер, один из
немногих американских джазовых критиков, пристально следящих за
стремительным развитием джаза за пределами США: "Громин имитирует треньканье
балалайки, давая живой пример естественного внесения национальных черт в
джазовую музыку".
В 1973 году Николай Громин впервые выступил как солист-импровизатор с
Государственным симфоническим оркест-ром СССР под управлением Максима Шостаковича, испол-нив
"Лирические новеллы" для электрогитары и большого оркестра, написанные
специально для него Мурадом Кажлаевым. Эти шесть симфонических миниатюр были
записаны на пластинку и не раз исполнялись в Советском Союзе и за рубежом.
Начиная с 1963 года Николай Громин стал выступать вместе с Алексеем
Кузнецовым (младшим), образовав дуэт, завоевавший вскоре огромную популярность.
В 1978 году они с огромным успехом выступили на VI Московском фестивале
советской джазовой музыки, после чего фирма «Мелодия» записала и выпустила
их первую сольную долгоиграющую пластинку (Джанго. Джазовые композиции. Н.
Громин и А. Кузнецов, гитары. 1978), что по тем временам было еще большой
редкостью. "По самобытности и мастерству это ансамбль мирового класса", –
сказал на обсуждении итогов фестиваля заместитель председателя оргкомитета композитор Юрий Саульский. Немало высоких похвал Громину и Кузнецову было
высказано и
в фестиваль-ных рецензиях советской печати.
В
1977 году Николай Громин переехал на постоянное жительство в
Копенгаген (Дания). Уже находясь за границей он играл в европейском биг-бэнде Тэда
Джонса, участвовал в западноберлинском джаз-фестивале, преподавал в Датской
консерватории. Создал в Дании свой
ансамбль и стал постоянно выступать в одном из городских джазовых
кафе-клубов, посетителями которого были такие известные гитаристы, как Джо
Пасс, Тал Фарлоу, Кенни Баррелл, Джим Рэйни. Датские газеты не однократно
посвящали ему восторженные статьи. Регулярно бывает в Москве и часто
выступает в такие приезды с Алексеем Кузнецовым, с которым на протяжении
всех лет их знакомства поддер-живает близкие дружеские отношения.
В 1988 году Николай Громов и Алексей Кузнецов записали пластинку
"Спустя десять лет" – "Приглашение" (Б. Кейпер), "Карэн" (Н.
Громин), "Это могло случиться с тобой" (Д. Вэнхъюзен), "Нардис" (М. Дейвис),
"Елена и Маргарита" (А. Кузнецов), "Блюз
для Валерия" (А. Кузнецов).
В 1999 году вышел также CD-диск "Верные друзья" с записями Николая Громина и
Алексея Кузнецова 1978-1988 годов – "Жимолость" (Ф. Уоллэр), "Испания" (А.
Кузнецов), "Джанго" (Дж. Льюис), "На высоте 500 миль" (Ч. Кория), "Я любил
однажды" (А. К. Джобим), "Сент-Луи блюз" (У. Хенди), "Приглашение" (Б.
Кейпер), "Карэн" (Н. Громин), "Это могло случиться с тобой" (Д. Вэнхъюзен),
"Нардис" (М. Дейвис), "Елена и Маргарита" (А. Кузнецов), "Блюз для Валерия"
(А. Кузнецов).
Основные источники:
Алексей Баташев. Аннотации к пластинкам
"Джанго" и "Спустя десять лет"