Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь
 
 

Гови

 
 

ГОВИ (Govi), один из наиболее популярных гитаристов современности и самых ярких исполнителей музыки ньюэйдж. Родился в Германии. С детства увлекался гитарой. В юношеском возрасте был ведущим гитаристом в нескольких молодежных группах, которые играли все от рока до блюза, включая ранних Beatles и Pink Floyd. Позднее пришел в профессиональный коллектив, исполнявший оригинальный репертуар, в составе которого стал победителем немецкого Национального конкурса музыкальных групп и объехал с гастролями всю Германию. В течение 8 лет жил в Индии, с интересом изучая культуру этой страны. Там же познакомился с родоначальником ньюэйджа — Дойтером (Deuter), во многом благодаря усилиям которого родился первый альбом Гови - Sky High (1988). В дальнейшем Гови записал еще несколько альбомов: Heart of a Gypsy (1991), Cuchama (1993), Passion & Grace (1995), Guitar Odyssey (1997), No Strings Attached (1999), Andalusian Nights (1999), Seventh Heaven (2000).

Гови

* * *

Сергей КОЗЛОВСКИЙ

© jazz-квадрат

 

Случалось ли вам когда–нибудь слышать музыканта со странным именем Гови (Govi)? Кто вообще скрывается за этим коротеньким словом? Что за музыку он играет? Попробуем очень кратко рассказать вам об этом удивительном человеке, которого уверенно можно отнести к наиболее выдающимся музыкантам нашего времени, причем, не только среди исполнителей музыки ньюэйдж.

 

Вчитаемся сначала в скупые строчки биографии, которые говорят нам, что Гови был очарован гитарой еще в самом юном возрасте. Однажды мальчик проходил мимо магазинчика, на витрине которого красовался этот инструмент. Увидев гитару, он решил, что непременно должен научится играть на ней. С этого все и началось, и теперь гитара никогда не покидала его. Когда Гови подрос, он много "тренировался", выступая как лидер–гитарист в различных молодежных командах. Репертуар, который он исполнял, был в общем–то обычным для того времени: что–то из "Битлз", кое–что из "Пинк Флойд" и тому подобное.

 

Да, кстати, чуть не забыл сказать вам, что Гови родом из Германии, там–то все и начиналось. А затем весьма успешно продолжалось. Он выиграл национальный музыкальный конкурс и начал успешно гастролировать по всей Германии. И быть ему отличным, но отнюдь не оригинальным музыкантом, о котором хочется говорить только с восторгом и восхищением, если бы не одна "малость". Этой "малостью" был духовный поиск Гови. Благодаря ему гитарист отправился в Индию, где и прожил целых восемь лет. Там его творчество по–настоящему расцвело. И, наверное, это случилось во многом потому, что Гови оказался вместе со многими разнообразными музыкантами, съехавшимися со всего мира в город Пуна, к индийскому Учителю Бхагвану Шри Раджнишу. "Мой подход в музыке идет от медитативного, творческого окружения, которое я познал, живя в Индии, играя вместе с музыкантами, представляющими различные культуры и направления" — вспоминал он впоследствии. Там Гови выучился играть на многих инструментах: мандолине, ситаре, чаранго и 8–струнной гитаре (ukulele). Там он познакомился с выдающимся человеком, почитающимся как основатель ньюэйджа — Дойтером (Deuter). Последний был настолько поражен молодым гитаристом, что решил спродюсировать его дебютный альбом, и в 1988 году вышел первый диск Гови с воздушным названием "Высокие небеса" ("Sky High").

 

Дебютный диск, оформленный весьма просто, был выпущен очень молодой тогда, маленькой студией "Real Music". Это уже потом, по прошествии нескольких лет эта компания стала одной из наиболее признанных звукозаписывающих студий, издающих музыку ньюэйдж, чьи диски не только записанными на них композициями, но и оформлением могут покорить сердце любого меломана. Надо добавить, что все последующие альбомы Гови выходили именно на "Real Music". Возвращаясь же к "Sky High", скажу, что Дойтер не только спродюсировал этот альбом, но и исполнил партии на флейтах и синтезаторах.

 

И здесь я хочу на краткое время отвлечься от дат и событий, и сказать больше о музыке Гови. И это сделать мне очень просто и в тоже время довольно сложно. Эта музыка с первого взгляда выглядит довольно простой, хотя если прислушаться, замечаешь, что это — прирожденная легкость превосходного гитариста. Его стиль поражает чистотой и ясностью мелодического рисунка. Саунд — прозрачностью и утонченностью. И еще: музыка Гови неподдельно оптимистична. Он в совершенстве владеет многими инструментами, но больше всего предпочитает электрогитару. Надо сказать, что манера игры Гови весьма своеобразна, музыкант умело соединяет западную и восточную техники исполнения. Даже традиционный индийский ситар в руках Гови часто звучит так, словно это западная электрогитара. При этом сами аранжировки сложны и насыщенны: здесь и множество инструментов, которыми Гови владеет в совершенстве, и очень бережное электронное обрамление. Все композиции необычайно изящны, его музыка поражает бриллиантовой чистотой, прозрачностью и ясностью мелодического рисунка.

 

Но все то, что я сейчас вам говорил, на самом деле не самое важное. Главное же в музыке Гови очень сложно передать словами. В ней есть вкус, аромат блаженства и немотивированного празднования самой жизни, того момента, что происходит прямо здесь и сейчас, где нет прошлого или будущего, где есть лишь глубочайшее наслаждение жизнью и принятие всего, что есть. За этой музыкой — тишина, из которой возникает гармония. И Гови — просто проводник для этого божественного, того, что приходит как голос более высокого, более лучшего мира, который вдруг становится так реален! Музыка Гови вне времени, она приносит в наш мир эстетику будущего.

 

Это все, конечно, хорошо, но как же насчет биографии — может нетерпеливо спросить кто–нибудь из читающих сии строки. Что ж, продолжим наше повествование о жизни и творчестве Гови. Дебютный альбом зажег на небосводе ньюэйджа его яркую звезду, сделав его популярнейшим музыкантом во всем мире. Но продолжение было не менее впечатляющим, наоборот, его творчество все больше расцветало изумительными красками.

 

Тремя годами спустя Гови выпустил свой второй альбом "Heart Of A Gypsy". Его композиции были опять легки и воздушны. Музыка Гови поражала своим спокойствием и непринужденностью. Слушатель мог опять под нее сполна "оттянуться" душой. Пожалуй, этот альбом — самый спокойный и умиротворенный проект музыканта.

 

А сам он не останавливался — шел к новым высотам: в 1993 году выходит его третий диск, озаглавленный "Cuchama". Так называется гора, что находится в Америке, к юго–востоку от Сан–Диего. Индейцы считали ее особым духовным местом ("exalted high place"). На этой горе часто медитировал известный исследователь Тибета Эванс–Венц (Evans–Wentz), представляя будущее, в котором потомки завоевателей из Европы и согнанных со своих земель коренных жителей континента станут "одной неделимой и духовно могущественной нацией". Надо сказать, что, как и вообще все работы Гови, "Cuchama" — очень смелый, полный неожиданностей альбом. Экспериментатор смешал воедино ритмы фламенко, гавайские, латиноамериканские, карибские и даже индийские мелодии. В результате у него получился яркий, "звонкий" коктейль музыки, поднимающей и освежающей, словно теплый летний дождь, душу. В записи приняли участие известнейшие ньюэйджевские музыканты: Карунеш (Karunesh), сыгравший на клавишных, Анугама (Anugama) — на разнообразных живых и электронных барабанах, Дэниел Поль (Daniel Paul) — перкуссии.

 

Вообще надо сказать, что музыканты, близко сошедшиеся в Индии, продолжали и дальше работать вместе, помогая друг другу записывать новые альбомы. На каждом альбоме Гови обязательно можно найти кого–то (а часто и не одного!) из этой замечательной компании: Карунеша, Анугаму и, конечно же, Дойтера! Но скажу еще пару слов об альбоме "Cuchama". Я хочу упомянуть пьесу "Inner Sky". Здесь можно услышать настолько необычное и волнующее соло на ситаре (которым виртуозно владеет Гови) под аккомпанемент живых барабанов, что понимаешь — это не просто музыка, это спонтанная медитация записывавших альбом музыкантов.

 

Теперь наш путь лежит дальше — в год 1995, когда вышел четвертый, и я думаю, самый выдающийся альбом Гови "Passion & Grace". Вообще, все его работы великолепны, и разделить их на более и менее яркие практически невозможно. У каждого поклонника творчества Гови наверняка найдется свой любимый альбом, свои заветные композиции. У меня — это "Passion & Grace" и композиция "Объятие" ("Embrace") с этого диска, где плавная, струящаяся музыка с нежными колокольчиками словно зовет опять вспомнить самые светлые минуты жизни, посмотреть на мир широко раскрытыми от удивления и восхищения его красотой глазами ребенка. Мелодии Гови везде легки и задушевны, а на "Passion & Grace" они теплы по–особенному. Слушая их, видишь песчаный берег моря, на который не спеша накатываются пенные волны, и кристально чистое голубое небо, по которому не спеша, словно неторопливые путники плывут чуть заметные в вышине белоснежные облачка...

 

Кстати, все последнее время Гови живет на Гавайях, где и создает свою музыку. Его творчество находит такой большой отклик у слушателей, что к нему приходит множество писем, в которых люди со всего мира выражают слова признательности и просят, чтобы он продолжал записывать свою музыку. "Я живу далеко на этом острове. И вдруг я получаю все эти письма и говорю себе: "О! Люди, идущие по жизни разными путями, любят мою музыку". И может, именно эти теплые послания помогают ему творить дальше, сочинять новую, уникальную музыку, которую просто невозможно отнести к какому–то стилю. Сам автор так описывает свои композиции: "Это естественный результат движения глубоко внутрь, где и находятся источники моего творчества. Моя музыка отражает мое видение жизни гораздо лучше, чем любые строчки, написанные на бумаге".

 

В 1997 году вышел пятый и на сегодняшний день [*статья написана в 1997 году] последний его альбом "Гитарная одиссея" ("Guitar Odyssey"), который стал еще одним событием в современном ньюэйдже. "Одиссея" получилась очень живой, искрометной, там Гови опять смешал вместе карибские ритмы, фламенко, индейские мелодии, добавив в музыку восточной созерцательности и медитативного блаженства. По музыке этот альбом получился более "индейским": при записи "Гитарной Одиссеи" Гови использовал южноамериканские флейты с характерным, очень чистым звуком. Как вы наверное уже догадались, его друзья Карунеш и Анугама тоже не остались в стороне! Результатом их участия стали аранжировки, которые можно назвать просто совершенными. Успех альбома оказался впечатляющим: "Гитарная одиссея" вошла в хит–параде журнала "Billboard" в десятку лучших ньюэйджевских альбомов за 1997 год и заняла там почетное третье место! Интересный факт: в этой десятке 7 (семь!) дисков выпущены компанией "Real Music". Впечатляет? На адрес этой студии даже пришло любопытное письмо одной американской учительницы, утверждавшей, что большинство юношей и девушек, которые учатся в ее школе, больше любят музыку Гови, чем, к примеру, рэггей или даже рэп.

 

Впрочем, для тех, кто знает его творчество, эти слова не покажутся удивительными. В большой и продолжающей возрастать в настоящее время популярности музыки ньюэйдж есть немалая заслуга этого уже немолодого, слегка похожего на цыгана человека. Просто его музыка — это музыка свободы, она по–настоящему духовна. В ней есть главное — спонтанная радость самого существования, она беспричинна, и эту радость никто и ничто не сумеет отнять или омрачить. Музыка Гови идет к самым корням человеческого существа. Мое мнение таково: если вы раньше не слышали этой музыки и вам когда–нибудь попадется в руки один из его дисков, знайте — вы держите подлинное сокровище, одну из самых настоящих ценностей на нашей Земле.

ДИСКОГРАФИЯ

 

 
 

TopList