ГОРЕЛОВА
Галина Константиновна (Галіна Канстанцінаўна Гарэлава), – белорусский композитор. Родилась в Минске.
В 1977 году окончила Белорусскую государственную
кон-серваторию по классу проф. Д. Смольского, продолжила учёбу в ассисентуре А. Богатырёва, мастер-классах Ю. Фортунатова. Преподаёт композицию и музыкально-теорети-ческие дисциплины в Белорусской академии музыки. В 1992
году за кантату "Anno mundi ardentis" на стихи поэтов 20 века
Г.К. Горелова удостоена Государственной
премии Республики Беларусь.
Из
статьи Радославы АЛАДОВОЙ о творчестве Г.
Гореловой:
Галина Горелова – ярчайший представитель неоромантизма в белорусской музыке последней трети XX века. Уже первое крупное произведение молодого автора – Концерт для скрипки и симфонического оркестра (1979) сразу же обратило на себя внимание, по сегодняшний день оставаясь репертуарным сочинением. Вообще жанр концерта можно назвать ведущим в творчестве Галины Гореловой, поскольку она – автор восьми инструментальных концертов: для скрипки, гобоя (1984), балалайки (1991), трубы (1992), гитары (1994), тромбона (1996), двух труб (1998), альта (2000).
Не меньшее, а может быть и более значительное место занимает в творчестве композитора камерная музыка. В вокальных циклах на стихи Ж. Беранже, Э. Верхарна, Максима Богдановича, Сесара Вальехо, Леопольда Стаффа, Анны
Ахматовой композитор развивает традиции психологической миниатюры романтиков, трансформируя её в русле современной модальной техники. Утончённостью эмоций, импрессионистской звукописью, вниманием к деталям отличаются камерно-инструментальные сочинения Г. Гореловой:
фортепианная соната "К взлетающей птице", соната для контрабаса "Al Fresco", Соната для кларнета соло "Прикосновения", "Баллада" для виолончели, сюита "Прощаясь у края дороги" для гитары и виолончели, "Пастораль" для флейты и фортепиано ("Вариации на тему, которая звучит в конце"), концертная фантазия"Al Sereno" для альта и фортепиано, сюита для пяти труб и тубы "Из немецкой тетради" и др.
Заметным явлением в национальной музыке рубежа 90-х гг. стали две кантаты Г. Гореловой: "Тысяча лет надежды" на стихи восточных поэтов Х-ХХ вв. и "Anno mundi ardentis"
на стихи поэтов ХХ в., удостоенная Государственной премии Республики Беларусь (1992). Как писала музыковед Нина Юденич в журнале "Советская музыка" (1983 №8), "В музыке Гореловой как будто заново открывается первозданная выразительность простейших двух- и трёхзвучных попевок... Ещё одно привлекательное качество
ее композиторской манеры: доверие к неисчерпаемым возможностям основных средств музыки
– к мелодии прежде всего".
Произведения Галины Гореловой
исполняются не только на родине
композитора, но и за рубежом: "Легенда" (США, Оклахома-Сити, 1992),
Концерт для гобоя (Udine, Италия, 1991; Киев; Ташкент),
"Снетогорские фрески" (Словения, фестиваль камерной музыки, 1993),
"Грустные пес-ни" (Международный фестиваль "Музыка друзей", Москва, 1994),
"Пейзажи" (Чехия, Корвино, 2000; Краков, 1998; Германия),
"Прикосновения" (Международный фестиваль "Московская осень", 1997),
"Как грустная тень Барба-ры" (Москва, Международный конкурс арфистов, 1997),
"Одинокая идиллия" (Краков, 1998, Х Международный фестиваль современной музыки),
"Троицкие фрески" (Киев, 2002).
Значительное место в творчестве Галины
Гореловой занимают произведения для гитары: "Концерт для гитары, струнных и колоколов"
в 3-х частях: "Вечное движение", "Прерванная
серенада", "Хорал" (1994, первым
исполни-телем Концерта
был В.С. Живалевский с Симфоническим
оркестром Белорусского радио под упр.
Леонова), Вариации в характере чаконы "Мирский замок"
(1985, 1991 – новая редакция), цикл из 3-х пьес
для гитары и виолончели ("Дом мой
погружался в вечерние сумерки", "Татьянин день",
"Прошаясь у края дороги", 2001), сюита в 4-х
частях для
гитары и клавесина "Воспоминание о
Несвиже" (2000). Ее гитарные произведения
исполняют ведущие гитаристы Белоруссии: Валерий
Живалевский, Евгений Гридюшко, Ян Скрыган
и другие.
(Основной источник: Белорусская классическая музыка)