Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь

Гийом-Пьер-Антуан
Гатей

 

ГАТЕЙ Гийом-Пьер-Антуан (Guillaume-Pierre-Antoine Gatayes) (род. 20 декабря 1774, Париж, – ум. в октябре 1846, там же), – французский виртуоз игры на гитаре и арфе, композитор. Написал несколько произведений для гитары соло, дуэтов и трио гитар, а также дуэтов гитары с другими инструментами (скрипкой, флейтой, арфой, фортепьяно), сочинения для арфы. Автор трех руководств для гитары ("Руководство игры на гитаре" – Methode de guitare, Paris, Frere, Janet – и "Новое руководство игры на гитаре" – Nouvelle methode de guitare, Paris, Leduc – семнадцатилетнего музыканта были опубликованы в Париже в 1790 году, а позднее было издано и "Малое руководство игры на гитаре" – Petite methode de guitare, Paris, Janet. Будучи незакоонорожденным сыном французских аристократов (принца де Конти и маркизы де Силли) Гатей еще ребенком был отдан родителями на воспитание в теологическую семинарию, где и получил об-разование, включавшее помимо прочего обучение пению и основам музыки. Здесь же он тайком начал заниматься игрой на гитаре. Однако с каждым годом жизнь в семинарии все больше тяготила юношу своим однообразием и отсут-ствием подлинных эмоций и чувств. К 14 годам пребывание в семинарии сделалось для него невыносимым и в 1788 году он бежал из своего заточения, прихватив с собой лишь любимую им гитару. Обретя желанную свободу, но остав-шись без средств к существованию, молодой музыкант начал путешествовать по деревням и городам Франции сочиняя песни и романсы и зарабатывая на жизнь их исполнением под аккомпанемент гитары. В 1792 году, в самый разгар Французской революции, жизнь бродячего певца привела его в Париж, где волею случая он поселился в комнате, соседствовавшей с жильем выдающегося рево-люционера, одного из вождей якобинцев Жана Поля Марата (который был к тому же еще и очень просвещенным челове-ком, добившимся широкой известности как врач, ученый, философ и писатель). Игра и песни Гатея так понравились Марату, что они не только познакомились, но и стали близкими друзьями. 13 июля 1793 года Гийом Гатей, как это часто бывало, развлекал друга своей игрой на гитаре, а уже через несколько минут после того, как они расстались и Марат вернулся в свои комнаты, музыкант услышал крик и, вбежав в комнату Марата, увидел того умирающим от смер-тельной раны, нанесенной стоявшей там же Шарлоттой Корде. В конце того же 1793 года Гатей увлекся игрой на арфе и уже через два года приобрел известность виртуоз-ного исполнителя на этом инструменте, написал для него несколько сочинений, а также опубликовал "Руководство игры на арфе" – Methode de harpe. Paris, Janet.

Оба сына Гийома-Пьера-Антуана Гатея также стали извест-ными музыкантами. Старший – Жозеф Леон Гатей (25.12.1805-1877) – был, как и отец, гитаристом, арфистом и композитором; выступал в печати, как музыкальный критик, дружил с Берлиозом. Второй сын – Феликс Гатей (род. в 1809) – заслужил признание как композитор и пианист.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Biographie universelle des musiciens et bibliographie generale de la musique. [F. J. Fetis] Paris, F.-Didot, 1860-1865 [1868], T. 3, p. 420-421.

Baker Theodore. A Biographical Dictionary of Musicians. New York: G. Schirmer, 1900, p. 206.

Bone Philip J. The guitar and mandolin: biographies of celebrated players and composers for these instruments. London: Schott & Co., 1914, p. 119-120.

Zuth Josef. Handbuch der Laute und Gitarre. Wien, 1926, s. 111.

Powrozniak, Jozef. Gitara od A do Z. Polskie Wydawnictwo Muzyczne, Krakow, 1966.

 


TopList