ФЕТИС Франсуа Жозеф (François-Joseph Fétis)
(25.03.1784, Монс – 26.03.1871, Брюссель) – бельгийский музыковед,
музыкальный писатель и критик, композитор, педагог. Автор многочисленных
учебников и учебных пособий по различ-ным отраслям музыкальной теории и
музыкального исполни-тельства, капитальных трудов в области лексикографии и
истории музыки, в том числе 8-томной работы "Всеобщая биография музыкантов и
библиографический музыкальный словарь" – Biographie universelle des
musiciens et bibliographie generale de la musique – (Paris, F.-Didot,
1835-44, 2-е изд. 1860-1865), которая принесла Фетису мировую известность
(по охвату материала не имела равных в истории музыкаль-ной лексикографии),
"Всеобщей истории музыки" (издано 5 томов, доведена до 15 в.) – Histoire
generale de la Musique depuis les temps les plus anciens jusqu'a nos jours –
(Paris, F.-Didot, 1869-1876, v. 1-5), сохраняющей источниковедческую
ценность и по сей день, биографий Н. Паганини (1851) и А. Страдивари (1856)
и др.
Учился в Парижской консерватории у Л.
Керубини и Ф. А. Буальдьё (композиция). В 1811-1818 годах органист и
преподаватель пения и гармонии в Бувине и Дуэ, с 1821 г. – профессор
композиции, с 1826 года – главный библиотекарь Парижской консерватории.
Одновременно вел научную работу, выступал как музыкальный критик в парижской
печати. В 1827 г. основал первый во Франции еженедельный музыкальный журнал
"Revue musicale" (до 1833 – его единственный редактор и основной автор);
публиковал статьи также в парижской музыкальной газете "La Revue et gazette
musicale de Paris" и др. С 1833 года – директор Брюссельской консерватории.
Организовал в Париже (1832) и Брюсселе (1837) циклы исторических концертов,
которые сопровождал специальными лекциями. Одновременно был руководителем
Королевской капеллы в Брюсселе. Собрал ценную музыкальную библиотеку и
коллекцию музыкальных инструментов, которые после его смерти были
приобретены правительством Бельгии.
Глава бельгийской и французской музыковедческой школы середины XIX в., один из
основоположников сравнительного и исторического музыковедения. Его труды
(при недоста-точной достоверности некоторых сведений и консерватив-ности
отдельных концепций) сыграли выдающуюся роль в систематизации
музыкально-исторических и теоретических знаний того времени. Одним из первых
во Франции ввёл понятие музыкальной эстетики, которую считал истинной
философией музыки (программная статья "О философии и поэтике музыки", 1828);
впервые поставил ряд важных музыкальных эстетических и теоретических
проблем. Фетис (вопреки распространённому в то время
мнению) утверждал, что сочинения выдающихся композиторов прошлого сохра-няют художественную
ценность и могут применяться в современной музыкальной практике; считал, что искусство не
прогрессирует, а преобразуется и что новейшая музыка не может служить
эталоном для оценки музыки минувших эпох. Свой эстетический идеал Фетис находил в
искусстве прошлого, рассматривая развитие музыки как имманентный процесс смены
различных принципов оформления звукового материала. Ценность представляет его
труд по истории гармонических систем. Фетис высказал передовые для его времени идеи
о подчинении всех гармониеских явлений закону тяготений тонов. Будучи знатоком народной музыки и музыкальных культур
внеевропейских цивилизаций, он своим очерком "За новый метод классификации
челове-ческих рас по их музыкальным системам" (предисловие к исследованию
антрополога Бока, 1867) заложил основы современной этномузыкологии. Основоположник
музыкаль-ной критики во Франции, Фетис первым придал ей профессиональный характер (статьи,
рецензии, очерки о событиях музыкальной жизни и др.). Сыграл важную роль как
популяризатор музыкального искусства. Его книга "Музыка, понятная для всех" (1830) переведена на многие языки,
в т.ч. и на русский язык.
* * *
Франсуа Жозеф Фетис не являлся большим поклонником гитары и довольно долго
относился к этому инструменту достаточно прохладно или даже холодно. Тем не
менее ему удалось по достоинству оценить музыкальное искусство таких
гитаристов, как Цани де Ферранти, Луиджи Леньяни и Фернандо Сор, и признать,
что гитара вполне заслуженно претендует на занятие достойного места в ряду
признанных концертных инструментов. По утвердившемуся уже мнению,
именно Фетису принадлежит фраза: "Сор – это Бетховен гитары, а
Бетховен – Сор фортепиано", после которой за Сором на долгие годы
закрепилась эта образная характе-ристика. Негативный отзыв о Фетисе
русского гитариста Николая Макарова, не получившего в 1856 году от него
под-держки в организации международного гитарного конкурса, вряд ли можно
считать заслуженным только из-за того, что тот скептически отнесся к идее
проведения такого конкурса и счел его несвоевременным и малоперспективным.
Следует
заметить,
что несколькими страницами ранее описания своих усилий по подготовке к
конкурсу и сам Н.П. Макаров был ничуть не
более оптимистичен в оценке состояния гитары и гитарного исполни-тельства
своего времени: "В то время, когда страсть моя к гитаре была еще в полной
силе, я начал сознавать в душе, несмотря на мое тогдаш-нее увлечение, что
гитара отжила свой век. Тяжело и грустно было это сознание. Независимо от
механического несовершенства этого инструмента, причина его малого
употребления или, скажем прямее, его повсеместного падения заключалась еще и
в том, что он нисколько не двигался вперед, не совершенствовался, как,
например, форте-пьяно и многие другие музыкальные инструменты. Гитара
оставалась с тем же слабым, чахоточным тоном, как и лет двадцать тому назад.
К тому же после смерти Джулиани не появилось ни одного талантливого
композитора для гитары" (Н. Макаров. Задушевная исповедь. Ж-л
"Современникъ", С.-Петербург, 1859, стр. 175).
Значительное количество статей во
"Всеобщей биографии музыкантов" Ф.Ж. Фетиса уделено гитаристам, что делает этот труд
важным источником для изучения истории гитары. На него, как на
авторитетный источник, неоднократно ссы-лаются в своих работах Йозеф Зут
(“Справочник по лютне и гитаре”), Доминго Прат ("Словарь гитаристов")
и другие более поздние исследователи истории гитары.
Титульная страница
Первого тома переиздания "Biographie universelle des Musiciens"
(Paris, F.-Didot, 1868)
Соч.: 4 комич. оперы (1820-32); для оркестра - симфонии (1862, 1863,), концертная
увертюра (1854); для инструмента с оркестром - симф. фантазия для органа (1866),
концерт для флейты (1869); камерно-инструментальные ансамбли - струн. квинтеты (1860,
1862, 1863), струн. квартет с фп. в 4 руки (1819); пьесы для фп. и органа;
культовые хоровые произведения; песни, вокализы.
Основной источник:
E. P. Бронфин [Фетис Франсуа Жозеф]
в кн.: Музыкальная энциклопедия. Т. 5, с. 794-796