ДИЕНС Роланд (Roland Dyens),
19 октября 1955, – 29 октября 2016, французский композитор и гитарист, музыкальный педагог. Родился в Тунисе.
Заниматься гитарой начал в возрасте 9 лет. Учился в Париже у испанского мастера
Альберто Понсе. Обладатель высших наград нескольких престижных гитарных конкурсов. Разносторонний музыкант. Помимо
высочайшего исполнительского мастерства обладал еще и блестящим композиторским талантом. Среди опубликованных им
работ несколько произведений для соло гитары, по два для квартетов и октетов,
концерт для гитары и струнного оркестра (Concerto Metis), концертино для флейты и гитарного
ансамбля (Air Ascendant Terre), концерт для гитары и ансамбля из 21 гитары (Concerto en Si),
а также гитарный дуэт, Cote Nord, сыгранный им вместе с Альберто Понсе в 1993 г., который
великолепно исполнялся дуэтом Ассад, и другие. Роланд Диенс известен также своими
гитарными арранжировками. Он автор популярнейшей композиции "небесное"
танго¹ ("Tango En Skaï").
Вел активную концертную деятельность. Помимо Франции, Роланд Диенс
совершил несколько успешных концертных турне в Соединенные Штаты, на Средний
Восток, Индонезию, Скандинавию, Польшу, Бразилию... Он также регулярно выступал на
радио и принимал участие в телевизионных программах.
Диенс являлся членом жюри большого числа международных конкурсов. В 1988 году
он вошел в число 100 лучших из ныне живущих гитаристов всех стилей и направлений. В
течение нескольких последующих лет портрет Диенса появился на обложках всех
главных гитарных журналов мира: Les Cahiers de la Guitare(Франция), Classical
Guitar (Великобритания), Gitarre & Laute (Германия),
Guit'art (Италия) и Gitary Swiat (Польша). В июне 2000 г. стал профессором гитары
Парижской национальной консерватории.
ДИСКОГРАФИЯ
1
Танго и вальс 'En Skaï' Роланда Диенса по-русски повелось называть "небесными" (первоначально, очевидно, отождествляя французское "skaï" и английское
"sky") – в этой музыке действительно много небесного. Однако на самом деле слово "skai" означает "дерматин", "кожзаменитель", и следовательно, автор назвал
свои сочинения весьма оригинально: танго и вальс "в дурном вкусе" (!), при этом вкус у него оказался отменным и оба сочинения пользуются невероятным успехом.
Автор-составитель благодарит за разъяснения Даниила Пчелинцева и Дмитрия Илларионова (См. записи в 'Гостевой книге' от 26 и 27.08.02).
P.S. Позднее на этот счет было высказано и еще одно мнение. Дмитирий Елкин (См. запись в 'Гостевой книге' от 28.09.04)
полагает, что "танго в дерматине (из дерматина, дерматиновое) означает
ненастоящее танго, "ПОДРАЖАНИЕ ТАНГО" (как дерматин – подражание коже)", и
именно так, по его мнению, и следует истолковывать смысл этого названия
произведения Р. Диенса. Так это, или иначе, судите сами, а автору трактовки в
любом случае – спасибо за интересное мнение!
Точку над "i" поставил сам Р. Диенс в своем интервью CENTURY.RU, полностью подтвердив
версии о том, что имеется в виду именно "карикатурное танго", танго поддельное,
шуточное, ненастоящее, иными словами, "не из Буэнос-Айреса". Композитор не может
точно припомнить даже времени и обстоятельств написания этого сочинения:
по его словам он был тогда слишком молод и легкомыслен – лет 23 или 25 – и скорее всего
танго родилось спонтанно, как импровизация, во время одной из вечеринок с крепкими
напитками... Ну и конечно же, Р. Диенс подтвердил, что французское "skaï" не имеет
ровным счетом никакого отношения к тому, что понимается под английским
"sky" – автор действительно говорит
о "...заменителе", "подделке под...".