Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь

Александр Иванович
Дюбюк

 

ДЮБЮK Александр Иванович [род. 20 февраля (3 марта) 1812, Mосква - ум. 27 декабря 1897 (8 января 1898), там же] – pycский пианист, композитор и педагог. Родился в семье обрусевшего французского маркиза Жана-Шарля дю Бюка де Бримо, осевшего в начале XIX века в России. Родители А. Дюбюка были людьми музыкальными (отец играл на скрип-ке, мать пела и аккомпанировала себе на фортепьяно). Унаследовав от родителей их музыкальные способности, Александр Дюбюк уже в раннем возрасте начал заниматься сочинением собственной музыки и прекрасно исполнял свои первые сочинения. Уже в 11 лет он стал выступать с соль-ными концертами, играя фортепьянные пьесы в сопровож-дении оркестра, руководимого придворным капельмей-стером Лоди. После одного из таких концертов известный ирландский пианист, композитор и педагог Джон Фильд, многие годы живший в России и завоевавший здесь репу-тацию лучшего пианиста и педагога Петербурга и Москвы тех лет, выразил желание обучать талантливого мальчика. С этого времени, он в течение шести лет совершенно бесплат-но занимался с А. Дюбюком. Это была прекрасная школа для молодого музыканта, и довольно быстро он приобрел известность как пианист, преподаватель игры на форте-пьяно, а также автор фортепьянных и вокальных произве-дений. А. Дюбюк много гастролировал по провинциальным городам России, иногда подменял на концертах своего учителя Дж. Филда. Игра его отличалась певучестью тона, экспрессией и артистизмом. Из всех учеников Фильда, а среди них был и М. И. Глинка, Дюбюк был наиболее близким и точным его последователем. Он внес в русский пианизм характерные особенности филдовского исполнительского стиля: классическую уравновешенность, идеальную выров-ненность звучания и связанные с ней приемы "жемчужной игры", a также салонную элегантность, нежную мечтатель-ность, близкую сентиментализму. В 1898 году в Петербурге были опубликованы воспоминания А.И. Дюбюка o Дж. Филде ("Kнижки Hедели", СПБ, 1898, декабрь), написанные им по просьбе своего ученика М.Балакирева.

Александр Иванович Дюбюк   А.И. Дюбюк - "Техника фортепианной игры"

После смерти в 1837 году своего учителя, Александр Дюбюк стал самым популярным в Москве музыкальным педагогом. Теперь он не только концертировал, но и начал давать уро-ки в богатых домах Москвы. Александр Иванович Дюбюк входил в кружок писателей и артистов, сложившийся вокруг журнала "Москвитянин", близко сошелся с А.Н. Островским, А.А. Григорьевым, А.Ф. Писемским, П.И. Чайковским. Встре-чался с Л. Толстым. Первым, самым близким его другом в течение многих лет был выдающийся критик и поэт Аполлон Григорьев. На его слова композитор написал романс "Нет, за тебя молиться я не мог". Дружеские отношения связывали Дюбюка с великим драматургом А. Островским. В 1853 году он посвятил другу один из самых лучших своих романсов "Два прощания". Некоторые из его музыкальных сочинений стали фрагментами пьес А.Н. Островского. Хорошо был зна-ком с историками М. Погодиным и С. Шевыревым. Среди близких знакомых был и студент университета, юрист В. Чуевский, на стихи которого Дюбюк написал более десяти романсов. В настоящую дружбу перешло знакомство А.И. Дюбюка с выдающимся скульптором Н. Рамазановым.

Искусствоведы Е.Л. и В.С. Уколовы1, издавшие в 1997 году первую обширную биографию А. Дюбюка, в предисловии к книге "Романсы московского гуляки" отмечают, что "долгие годы он был главным "цыганским" композитором. Его сочи-нения составляли добрую половину репертуара знаменитых цыганских хоров и их солистов. Они звучали в увесели-тельных садах и ресторанах, в императорских театрах и концертных залах, их заигрывали шарманки и пели нищие уличные певцы. Поющая и веселящаяся Россия прошлого века была обязана Дюбюку в большей степени, чем кому-либо". В 1857 году композитор закончил издание в трех томах переложений для фортепьяно песен и романсов мос-ковских цыган, куда вошло 78 произведений. А. Дюбюком был также издан сборник "Собрание русских песен с вариа-циями для фортепьяно" (1855) и сборник фортепьянных пьес для начинающих "Детский музыкальный вечер" (1881). Развивая идеи фортепьянной школы, основанной Д.Филдом, Дюбюк написал книгу – "Техника фортепианной игры" (М.: Литогр. С.Кондратьева, 1866; 4 прижизненных издания), которая была принята в качестве руководства в Московской консерватории, выдержала несколько изданий и стала учебником для нескольких поколений русских пианистов.

В 1866 году Н.Г. Рубинштейн пригласил Александра Дюбюка преподавать в организованную им Московскую консерва-торию на должность профессора. У него занимались в классе и брали уроки М.А. Балакирев, Н.Д. Кашкин, Г.А. Ларош, Н.С. Зверев и др. Через шесть лет, в 1872 году, А.И. Дюбюк не согласный с педагогическими методами, сущест-вовавшими в консерватории, оставил эту службу. Уход из консерватории был расценен многими как его личная непри-язнь к Н.Г. Рубинштейну, однако, когда в адрес руководи-теля консерватории стали раздаваться грубые и несправед-ливые упреки, Дюбюк первым выступил в его защиту в газете "Московские ведомости".

B концертной и композиторской деятельности Александра Дюбюка большое место занимал элемент просветительства и популяризации; исполнял свои фортепьянные переложе-ния (40 песен Ф. Шуберта, отрывки из оперы А. Верстов-ского "Аскольдова могила", "Песня сироты" из оперы М. И. Глинки "Иван Cусанин", "Cоловей" A. A. Алябьева и др.), вариации на тему "Bенецианский карнавал" H. Паганини, пьесы в полифоническом стиле на pycские народные темы ("Этюд в стиле фуги" C-dur, Фугетта и др.). Широко использовал в фортепьянных пьесах темы романсов A. E. Bарламова и A. A. Алябьева. Автор многочисленных песен и романсов на стихи А. Кольцова ("По-над Доном сад цветет", "Я любила его", "Цветок", "Если встречусь с тобой", "О, не кажи улыбки страстной", "Два прощания", "Веселый час", "Дума" и др.), А. Фета ("Свеж и душист твой роскошный венок", "Серенада", "Гадание на картах"), Я. Полонского ("Вызов", "Гадание"), Н. Цыганова ("Течет речка по песочку", "Что ты, соловьюшко", "Голубка Маша"), С. Сельского ("Посиди, побудь со мной", "Без нее скучно в свете житье", "Я цыганка, быть княгиней", "Ах, не спится, мне не спится", "Хочется мне вырваться из железной клетки"), В. Чуевского ("Птичка", "Люблю я игривые ласки", "Не за россыпь кудрей", "Не покидай меня ,мой друг", "Как ты мила", "Чернобровка моя, чернобровка", "Мне скучно без тебя", "Все душа болит", "Сердце не может больше любить", "Скажите мне", "Нет,ты не любила меня"), А. Майкова ("Ах, люби меня без размыш-лений", "Сердце, сердце,что ты плачешь", "Одинокая слез-ка"), Е. Ростопчиной ("И больно, и сладко", "Замолчи, не пой напрасно", "Век буду любить"), Л.А. Мея ("Ах вы годы, мои годы"), И. Явленского ("Приголубь меня, моя душечка", "Он меня полюбил", "Посмотри, моя красотка"), П. Беранже ("Ты и вы", пер. Д. Ленского), Г. Гейне ("Я иду между цветами", "Не обмани", "Песня барабанщика", пер. А.П. Плещеева), А. Полежаева ("Сарафанчик - расстеганчик"), А. Баташева ("Не брани меня родная"), а также Е. Баратынского ("Не искушай меня без нужды"), Н. Некрасова ("Как ты кротка, как ты послушна", "Ты всегда хороша несравненно"), Т. Шевченко ("Во лесочек я ходила"), А. Пушкина ("Кубок янтарный", сл. А. Пушкина и И. Башмакова),  И. Тургенева ("Луна плывет вы-соко над землею...", из романа "Дворянское гнездо"), С. Писарева ("Поцелуй же меня, моя душечка") и многих других авторов, в том числе неизвестных, и на народные слова ("Улица, улица, ты брат, пьяна", "Крамбамбули", "Ивушка", "Тебя ль забыть", "Милочка", "Куманек" и др.).

Александр Иванович Дюбюк занимает видное место и в истории русской гитары второй половины XIX века. Он лично знал А.О. Сихру, С.Н. Аксенова, В.С. Саренко, М.Т. Высот-ского, А.А. Ветрова, М.А. Стаховича, И.Е. Ляхова, Цезырева, П.Ф. Белошеина, Ф.М. Циммермана, М.Д. Соколовского. У А. Дюбюка брали уроки по теории музыки ученики М.Т. Высот-ского Иван Егорович Ляхов (1813-1877), переложивший для гитары романс Дюбюка "Ах, мороз, мороз" и Александр Алексеевич Ветров (1812–1877). У него же некоторое время учился теории музыки и сочинению В.А. Русанов, познако-мившийся с ним в 1897 году. С М.Т. Высотским А. Дюбюка связывала не только дружба, но и тесные творческие отно-шения. М.А. Стахович, в этой связи, отмечал близость форм обработки русских песен присущую Высотскому и Дюбюку и говорил о "стиле Дюбюка и Высотского", писал, что М. Высотский "многим обязан... глубокомысленному музыканту А.И. Дюбюку, от которого много и позаимствовал в отноше-нии к изучению музыкальных правил". Тема "Уж как пал туман" Дюбюка была целиком переложена на гитару М.Т. Высотским. В.А. Русанов вообще называл Дюбюка "добрым гением в жизни Высотского". По его сообщению, "в концер-тах М.Т. Высотского в Москве обычными участниками были А.И. Дебюк и знаменитый в то время Джон Фильд". Приходил М. Высотский и на уроки своего молодого друга. Именно во время посещения одного из таких уроков А. Дебюка М.Т. Высотский, услышав в исполнении его ученицы этюды немецкого пианиста и композитора И.Б. Крамера, начал воспроизводить и варьировать эти этюды на гитаре, а затем по совету А. Дебюка и записал эту фантазию при деятель-ном участии самого Дебюка, о чем тот впоследствии с удовольствием вспоминал, сталкиваясь с хорошими гита-ристами и предлагая им сыграть эти этюды: "Тут ведь и моего меда капля есть... – говорил он при этом, – Вместе ведь старались, перекладывали".

Б.Л. Вольман в книге "Гитара в России" предполагает, что "еще более значительным было, по-видимому, влияние игры Высотского на творчество Дюбюка. Прекрасное знание Высотским русского фольклора, его гитарные обработки народных песен и мастерство их исполнения не могли не воздействовать на Дюбюка в смысле демократизации его собственного творчества. Отличный пианист и теоретик, получивший музыкальное образование под руководством Фильда и воспитанный на образцах классической музыки, Дюбюк был менее, чем М.Т. Высотский, сведущ в области народного творчества. С конца 30-х годов он, однако, делает крутой поворот в сторону народной песни и бытового романса. В ту пору Дюбюком создается большая серия вариаций на русские народные песни, делаются переложе-ния цыганских песен, романсов и песен Алябьева, Варла-мова, Гурилева и других авторов бытового романса. ..дея-тельность Высотского была для Дюбюка близким и живым примером, которому оставалось только последовать, что и было им выполнено с большой музыкально-технической вооруженностью". Что же до влияния Дюбюка на творчество М.Т. Высотского, то, по мнению Бориса Вольмана, "помощь Высотскому в композициях могла быть оказана Дюбюком лишь в последние годы жизни гитариста, т. е. в то время, когда большинство его сочинений уже было опубликовано", ведь "Высотский умер в 1837 году, когда Дюбюку было всего 25 лет".

А.И. Дюбюк оставил много ценных свидетельств о русских гитаристах. Одобрительно отзывался о музыкальном даро-вании Соловьева и поощрял его игру на гитаре. Восхищался М.Д. Соколовским. В.А. Русанов приводит его слова по поводу игры Соколовского: "Вы бы послушали, как он исполнял Шопена! ..Вы бы подумали, что Шопен писал и играл исключительно на гитаре!" В журнале "Гитарист" (N 11 за 1906 г.) были опубликованы воспоминания Дюбюка о В. С. Саренко: "... игрок он был превосходный и музыку знал превосходно; имел много вкуса и фантазии и вообще был разносторонним музыкантом. Играл элегантно, чисто и плавно, струны у него пели и в быстрых, и медленных темпах. А уж как любил гитару! Только и разговору, что о ней...".

Скончался А.И. Дюбюк 27 декабря 1897 года и был похоро-нен на Ваганьковском кладбище в Москве. Со временем могила музыканта и установленные на ней белый мра-морный крест и мраморная лира были разрушены, а место захоронения забыто. Сегодня на предполагаемом месте захоронения музыканта установлен памятный знак.
 


1 Исследователи и исполнители русских старинных романсов. С начала 1980-х годов ведут совместную творческую работу. В 1995 году создали Международный музыкальный центр "Мир романса" при Международ-ном фонде гуманитарных инициатив. Выпустили 14 книг и множество статей по истории культуры и старинного русского романса, опублико-ванных в центральной и региональной прессе России. В 1993 году выпустили в свет 1 том коллекционного издания "Антологии старинного русского романса" под названием "Романсы пушкинской поры". А в 1997 – второй том Антологии – "Романсы московского гуляки", посвященный творчеству и судьбе А.И. Дюбюка. Выступали с отдельными радиопере-дачами и многолетними циклами под названием "Листки старинного альбома", "Оттаявшие звуки" и "Душа повседневности". За 10 лет в эфире прозвучало около 200 передач, посвященных истории русского старин-ного романса, были возвращены из забвения многие десятки забытых авторов, исполнителей и сотни забытых шедевров. В 2003 году провели Всероссийский конкурс им. Булахова на лучшее сочинение в жанре старинного русского романса, организовали совместно с "Ассоциацией классическое наследие" Клуб романсистов, проводят в Москве "Фести-валь московских романсистов". В 2005 году выпустили свой авторский сборник "Романс в старинном стиле".

УКОЛОВА Елена Лукинична – музыковед, композитор, кандидат искус-ствоведения, закончила институт и аспирантуру им. Гнесиных, научный сотрудник Дома-музея Ф.И. Шаляпина (филиал Музея музыкальной культуры имени М.И. Глинки). Президент МЦ "Мир романса".

УКОЛОВ Валерий Степанович – философ, кандидат философских наук (преподавал философию, эстетику и историю искусства в творческих вузах России), певец, поэт. Закончил Петербургский университет, доцент ВГИКА. Исполнительный директор МЦ "Мир романса"


ЛИТЕРАТУРА:

Собрание старинных русских романсов: Антология: Для голоса в сопровожд. фп.: Т. 2. Романсы московского гуляки: Произведения А.И. Дюбюка / Жизнеописание А.И. Дюбюка [С. 7-104] / Авт.-сост. Е.Л. Уколова, В.С. Уколов. – М. : МАИ, 1997.

Kиселев B. A.H. Oстровский, H.Г. Pубинштейн и A.И. Дюбюк. // В кн.: Oстровский и русские композиторы, M.-Л., 1937, c. 59-66.

Aсафьев Б. B. (Игорь Глебов), Песни-романсы A. И. Дюбюка. Oчерк // В его кн.:  "Eвгений Oнегин", M.-Л., 1944 (Добавление, c. 85-89).

Музалевский B. Pусское фортепианное искусство XVIII - первой половины XIX вв., Л., 1961, гл. 7, c. 226-34.

Алексеев A. Д. Pусская фортепианная музыка. M., 1963, c. 121-123.

Дельсон B. Ю. [Дюбюк Александр Иванович] // Музыкальная энциклопедия: в 6 тт. Т. 2, С. 349.

 


TopList