ДИДЮЛЯ Валерий Михайлович (сценический псевдоним – ДиДюЛя), род. 20 мая 1969 года в г. Гродно, Белоруссия,
– белорусский и российский гитарист и композитор. Автор и исполнитель инструментальной музыки в стиле фламенко,
активно использует в своем творчестве музыкальную эсте-тику славянских
народов, азиатские, арабские, балканские и латиноамериканские мелодии и
ритмы.
Окончил 8 классов средней общеобразовательной школы и училище
радиоэлектроники по специальности звукорежис-сер. Работал на заводе
"Радиоприбор" регулировщиком радиоаппаратуры. Гитарой начал заниматься в возрасте 6-7 лет,
осваивал, главным образом, самостоятельно лишь непродолжительное время
прозанимавшись с профессио-нальным преподавателем. Примерно к 14-15 годам увлече-ние
гитарой переросло в
осознанную потребность и этот инструмент стал неотъемлемой частью его
жизни. В 16 лет написал свои первые инструментальные композиции. В юности
некоторое время играл в
гродненском вокально-инструментальном ансамбле "Алые зори" под руководством
Николая Хитрика, работа в котором стала его
первой серь-езной школой как музыканта-исполнителя. Затем перешел на
звукорежиссерскую работу в гродненский ансамбль танца и пляски "Белые росы"
(художественный руководи-тель – Евгений Александрович Штоп),
основной репертуар которого составляла танцевальная музыка, главным образом,
польские, белорусские, украинские и цыганские народные танцы. Проработал в
этом коллективе в течение пяти лет и в его составе впервые побывал с гастролями не только во многих городах
Советского Союза, но и в Европе – в Испании, Италии, Польше, Швейцарии,
Франции, Герма-нии. В Испании Валерий Дидюля близко познакомился с фламенко и
на всю жизнь "заразился" этим
музыкально-танцевальным стилем. "Кто знает, в каком бы стиле я сей-час
работал, – признался музыкант в одном из своих интервью, – если бы мне не
посчастливилось однажды попасть в Испанию. Завораживал звук классического
испан-ского инструмента с нейлоновыми струнами и потрясающим звуком дерева.
Кровь начинала кипеть, пульс учащался, когда я слышал испанскую музыку.
Именно она раскрыла передо мной свои "темпераментные объятия", вскружила
голову своей свободолюбивой натурой и заразила ритмом фламенко – стилем,
который является сегодня моей визитной карточкой". Ко времени работы Валерия
Дидюли в ансамбле "Белые росы" относятся и его первые серьезные
композиторские эксперименты и первые записи. Тогда же родилось и
танцевально-музыкальное трио с собственной концертной программой, в которое
входили также гитарист Владимир Захаров и танцор и хореограф Дмитрий
Кура-кулов.
Первым крупным личным успехом стало для Валерия Дидюли успешное участие в конкурсе
молодых исполни-телей на белорусском телевидении, где вместе с Д. Куракуловым
он прошел отборочный тур и попал на гала-концерт
участников конкурса. Немалую роль в этом успехе на конкурсе сыграло
содружество с белорусским компози-тором Олегом Елисеенковым.
Через некоторое
время Валерий Дидюля по приглашению
бизнесмена и пианиста Игоря Брускина переехал в Минск, где
начал работать продавцом-консультантом в принадле-жавшем И. Брускину музыкальном салоне, благодаря чему приобрел серьезный опыт взаимодействия и
сотрудни-чества со звукозаписывающими студиями, концертными залами и другими
музыкальными организациями.
Важным событием в жизни Валерия Дидюли стало его приглашение
в 1998 году,
в числе других участников кон-курса белорусского телевидения, на
фестиваль "Славянский базар" в Витебске, концерты которого транслировались на все
страны СНГ, а также в Польшу, Прибалтику и Болгарию. С этого времени участие
Валерия Дидюли в фестивалях "Славянский базар" стало традиционным.
Приняв решение
всерьез заняться реализацией собст-венных музыкальных проектов, Валерий
Дидюля вскоре перезжает в Москву, однако первые пытки наладить отноше-ния с
музыкантами и вообще с музыкальной индустрией закончились неудачей, и ему
пришлось играть на Арбате, в ночных клубах и предлагать себя в
качестве преподавателя игры на гитаре. Так состоялось его знакомство с Сергеем
Кулишенко, который стал не только его учеником, но и помог с жильем и
инструментами, оплатил первую профессио-нальную запись на студии гитариста и
композитора Мэй Лиана, а также предоставил возможность пользования своей домашней
звукозаписывающей студией (композиция "Айседора").
Однако выхода со своей музыкой на широкую
аудиторию долгое время получить не удавалось и лишь когда его материал попал к известному продюсеру и президенту компании "Нокс Мьюзик"
(Nox Music) Иосифу Пригожину и заинтересовал его, Валерию Дидюле
последовало предло-жение о сотрудничестве и вскоре началась работа над альбомом,
а затем был
снят успешный клип на композицию "Фламенко" с участием шоу-балета Аллы Духовой "Тодес". В
июле 2000 года компания "Nox Music" выпустила дебютный альбом гитариста
"ДиДюЛя. Фламенко", который практи-чески сразу завоевал внимание слушателей
во всей стране. Известности Валерию Дидюле прибавило и его участие в телевизионной
программе Дмитрия Диброва "Антропология", а также показ его видеоклипов на
центральных каналах российского телевидения. Тем не менее, по прошествии 2-х
лет сотрудничества с И. Пригожиным, с 2002 года
Валерий Дидюля предпочел отказаться от помощи сторонних продю-серов и начал
работать над своими последующими проек-тами самостоятельно, совмещая в одном
лице и продюсера, и композитора, и исполнителя музыки. В августе 2002 года
он создал и возглавил собственный музыкальный коллектив "ДиДюЛя", в
первоначальный состав которого вошли бас-гитарист Ярослав Оболдин, клавишник
Александр Леонов, перкуссионист Кирилл Россолимо, звукорежиссер Борис
Солодовников, барабанщик Гамлет Фарзалиев, концертный директор Тимур
Салихов.
Фото: С. Зверев ("Московский музыкант", №2, февраль, 2008)
Помимо Аллы Духовой и
шоу-балета "Тодес" реализовал также совместные музыкальные
работы с певцом Авраамом Руссо (песни "Лейла", "Амор", "Арабика", "Baila Que Baila",
"Quiereme"), композитором, музыкантом и исполнителем Дмитрием Маликовым
(композиция "Сатиновые берега"), певицей Кристиной Орбакайте. Знаковым
событием в творческой жизни музыканта стало его выступление в 2000 году на
приеме в честь приезда в Россию всемирно известного испанского тенора
Пласидо Доминго, который высоко отозвался об искусстве В. Дидюли.
Снялся в роли гитариста в фильме Андрона Кончаловского "Дом дураков"
(на Венецианском кинофестивале 2002 года этот фильм был удостоен Гран-при), где
его партнером по фильму был рок музыкант Брайан Адамс.
Много гастролирует по
России и Белоруссии, странам ближнего и дальнего зарубежья (Украина,
Финляндия, Турция, Эстония, Узбекистан, Латвия, Киргизия, Казахстан,
Армения, Молдова и др.), участвует в музыкальных
фести-валях. Работает на собственной звукозаписывающей сту-дии "Music Land". Записал 10 альбомов инструментальной музыки.
Валерий Дидюля входит в число наиболее популярных
гитаристов России, а в 2002 году был признан
также лучшим гитаристом Белоруссии.
Валерий Михайлович Дидюля продюсировал талантливого белорусского композитора и
гитариста Дениса Асимовича (1975–2008) и именно благодаря его участию
незадолго до смерти этого музыканта была осуществлена запись инструментального диска
Д. Асимовича – "Hommage to Cheslav Drozdievich" (Памяти Чеслава
Дроздзевича).
ДИСКОГРАФИЯ
Официальный сайт музыканта: didula.com