Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь

Леонид Васильевич

Девятов

 

ДЕВЯТОВ Леонид Васильевич (1888-1948) – русский гитарист, преподаватель первого в России послереволю-ционного класса гитары, открывшегося в 1920-х годах при музыкальном техникуме в г. Самаре. 

Л.В. Девятов со своими учениками

Л.В. Девятов (в центре с двугрифной гитарой) со своими учениками

 

* * *

 

Журнал "ГИТАРИСТЪ" • № 1 • 2006 год

И.В. РЕХИН

Вариации на тему "Гитара в России"
Субъективные заметки о путях развития гитары с точки зрения композитора

 

[ Леонид Васильевич Девятов ]

 

Педагогическая деятельность гитариста и "рыцаря гитары" Леонида Васильевича Девятова (1888-1948) была связана с Самарой (Куйбышев), где он постоянно жил с 1908 года вплоть до своей кончины. Гитарой его увлёк отец, в 1905 году Девятов начал самостоятельно изучать семиструнную гитару по заочным курсам Афромеева, с 1909 года "прошел полный курс игры", как он пишет в своей автобиографии, с известным сибирским виртуозом С.А. Сырцовым и заканчи-вает курс обучения "Четырьмя экзерцициями" Сихры. Параллельно с занятиями гитарой Девятов учился играть на скрипке, что оказало положительное влияние на его развитие в будущем и позволило освободиться от оков "гитарного гетто". В автобиографии Девятов пишет: "Вообще изучение скрипки всегда заставляло меня мыслить и требовать такого же, по возможности, извлечения кантиле-ны от гитары, какое даёт скрипка". Уже в те годы он обращает внимание на плохое качество инструмента, на котором играл Сырцов (фабричная венская гитара), на низкое качество металлических струн. Сам Девятов позже заказал себе гитару у Архузена и был ею очень доволен. Читая русановские выпуски "Гитариста" 1905-1906 годов, где, в том числе, печатались сочинения Сора и других европейских композиторов, их биографии и музыка, Девятов продолжает играть на семиструнной гитаре. Но уже в 1910-1911 годах Девятов всё больше начинает понимать, как он пишет, "совершенную устарелость большей части гитарных композиций". Он начинает поиски лучших сочинений в репертуаре для шестиструнной гитары и гитарных ансамб-лей, пытаясь играть "добываемый" шестиструнный репер-туар на семиструнной гитаре. Но все попытки исполнения только утверждали его в решении о необходимисти перехода на шестиструнную гитару. В 1922 году импульсом для этого решения послужила невозможность исполнения Гитарного концерта М. Джулиани в оригинальной тональности, множество технических проблем, возникающих особенно в высоком регистре. В это время Девятов часто бывал в Москве, познакомился с Юрьевым, Машкевичем, Агафошиным, Сварогом, Белановским. Хорошо владея немецким (мать Девятова была немкой), он начал через "Международную книгу" выписывать журналы "Der Gitarrenfreund" (Мюнхен) и "Zeitschrift fur die Gitarre" (Вена). К 1925 году Девятов овладел строем шестиструнной гитары, что дало ему возможность ознакомиться в оригинале с музыкой тогда совсем не известных у нас Тарреги, Льобета и других композиторов. В 1933 году Девятову удалось приобрести нотную библиотеку московского гитариста Дьякова, где были редкие ноты сольной и ансамблевой музыки для шестиструнной гитары и других инструментов. В 1927 году он начал преподавательскую деятельность в музыкальном училище г. Куйбышева, которая продолжалась до 1 сентября 1941 года. В классных концертах Девятова звучало много ансамблевой музыки, что по тем временам было достаточно большой редкостью. "В качестве препода-вателя игры на гитаре я прилагал все свои усилия к тому, чтобы мои ученики были не только солистами, но и музыкантами вообще: это возможно было сделать путём всемерного развития всевозможных ансамблей гитары в сочетании с другими инструментами – роялем, скрипкою, виолончелью и флейтой". Как исполнитель Девятов выступал в Куйбышеве и на концертах и на радио (1943-44 год) в различных ансамблях, например, в дуэте с гитаристом Мартышкиным играл партию гитары в квинтете Боккерини. Но, как сам отмечал, "был не слишком удовлетворён своей концертной деятельностью".
 


TopList