ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич (06.04.1929,
Томск - 24.11.1996, Париж) – один из крупнейших
русских композито-ров ХХ века, музыковед и музыкально-общественный деятель.
В 1951 окончил физико-математический факультет Томского университета
(одновременно занимался в городском музыкальном училище), в 1956
– Московскую консерваторию (класс композиции В.Я. Шебалина),
и там же в 1959 году — аспирантуру. С 1959 –
преподаватель Московской консерватории
(профессор с 1992), работал преимущественно на
кафедре инструментовки (одно время вел
класс анализа и впоследствии – композиции).
Творческая
судьба Эдисона Денисова складывалась
непросто: его взляд на музыку и видение
перспектив ее развития во многом не
соответствовали официальной идеологии, он
прослыл "диссидентом" и долгие годы
был известен больше за рубежом, чем в
собственной стране. На родине заслуги Эдисона Денисова перед
российской и мировой музыкальной культурой
были признаны и отмечены официальной
властью лишь незадолго до его смерти: в 1990
году ему было присвоено звание
Заслуженного деятеля искусств России, а в 95-ом
– Народного артиста России.
На рубеже 50-60-х годов Денисов заявил о себе
как бесспорный лидер движения,
стремившегося воспринять достижения
западной современной музыки
(А.М.Волконский, С.А.Губайдулина, А.Г.Шнитке,
в республиках – А.Пярт, В.Сильвестров и др.).
Начиная с 1960-х годов он установил прочные
связи с представителями «авангарда» в
других странах, способствуя тем самым как
знакомству Запада с деятельностью
музыкантов, живших в СССР, так и
распространению в стране знаний о
тенденциях западной музыки; с этого же
времени сочинения Денисова часто
исполнялись за рубежом и публиковались в
западных издательствах. В 1989 году выступил
инициатором создания Ассоциации современной музыки,
являлся ее президентом .
Творческое
наследие Денисова очень многообразно в
жанровом отношении.
Помимо вокально-инструментальных
сочинений (среди них одним
из наиболее значительных является "Реквием"
для солистов, хора и оркестра на слова Франциско
Танцера и литургические тексты, 1980), камерно-инструментальных и
вокальных сочинений, им написаны три оперы (
"Солдат
Иван", опера в трех актах по мотивам
русских народных сказок, 1956-1959; "Пена дней"
по роману Бориса Виана, 1981, считающаяся
центральным сочинением композитора; и одноактная
опера "Четыре
девушки", 1986), балет "Исповедь" (поставлен в
1984), две
симфонии для большого оркестра, две
камерные симфонии, многочисленные концерты
для различных солирующих инструментов –
виолончели, фортепиано, скрипки, альта,
гобоя, кларнета, флейты, саксофона, гитары.
Денисову принадлежит также музыка к спектаклям и фильмам. Он
автор ряда музыковедческих работ, первых в России музыкально-теоретических исследований, посвященных современным принципам композиции.
Для гитары Эдисоном Денисовым написаны:
Соната для флейты и гитары (1977),
Соната для гитары соло в 3 частях (1981),
"In Deo speravit cor meum" для скрипки, гитары и органа (1984),
Гитарный концерт (1991), Концерт для флейты и гитары
(1996). Некоторые их этих сочинений были
написаны специально для немецкого
гитариста Райнберта Эверса, который и стал
их первым исполнителем.
Из очерка Валерия
ЦЕНОВА
"Его
звали Эдисон"
Его имя стоит в ряду
крупнейших русских композиторов ХХ века
после Стравинского, Прокофьева и
Шостаковича. Владеющий всеми тайнами
мастерства, признанный сейчас во всем мире
композитор, создавший яркий индивидуальный
стиль, он был среди тех, кто открыл новую
страницу в истории современной русской
музыки и вывел ее на мировую арену.
Искусство Эдисона Васильевича Денисова
(1929–1996) – одна из основных вех русской
музыкальной культуры.
Традиционный вопрос к
Денисову: почему у вас такое имя?
Родился он в Томске в
семье радиофизика. Мать, посылая мужа в загс,
наказала наречь сына Игорем. Отец же,
страстно увлеченный своей специальностью,
в тайне от жены записал в свидетельстве о
рождении сына имя Эдисон – в честь
американского изобретателя Томаса Эдисона.
Так появилось это диковинное имя.
Музыкой Денисов начал
заниматься очень поздно, в шестнадцать лет
на курсах общего музыкального образования,
затем учился в музыкальном училище. Но
инстинктивно юноша стремился к тому, чем
занимался его отец, и потому поступил на
физико-математический факультет Томского
государственного университета, который в
1951 году блестяще окончил. Перед молодым
человеком открывались перспективы
математической науки. Но… его неодолимо
тянуло к музыке.
Еще в университете
возникла серьезная дилемма: что выбрать –
математику или музыку? В университете
Денисов был на хорошем счету,
дипломированного специалиста прочили в
педагогический штат. Но ему хотелось
сочинять музыку. Необходимо было получить
авторитетное мнение относительно
собственного композиторского дарования. И
Денисов решается на смелый шаг: он посылает
свои сочинения в Москву на суд Дмитрию
Дмитриевичу Шостаковичу, с которым
завязалась активная переписка:
“Дорогой Эдик, Ваши
сочинения поразили меня. Если Вы не имеете
начального музыкального образования, то
прямо удивительно, как Вы умеете так
сравнительно крепко с профессиональной
стороны сочинять. Многое в Ваших сочинениях
мне очень понравилось. Мне кажется, что Вы
обладаете большим композиторским
дарованием. И будет большой грех, если Вы
зароете Ваш талант в землю” (письмо от 22
марта 1950 года).
Таким образом, судьбу
Денисова решил Шостакович. В 1951 году Эдисон
Денисов поступил в Московскую
консерваторию на композиторское отделение
в класс Виссариона Яковлевича Шебалина.
Так начинался его путь
композитора-новатора. В 60-е и 70-е годы в Советском Союзе на этом пути стояло множество преград.<...>
С середины 60-х против Денисова началась политика преследований, затронувшая многих композиторов его поколения, выступивших против официальной идеологии по пути новой музыки.
Под различными предлогами его произведения не включались в программы концертов, их не издавали, не записывали, композитор был “невыездным”. Но Денисов упрямо шел против течения.
Первый яркий взлет – кантата для сопрано и одиннадцати инструментов “Солнце инков” (1964) – одно из главных сочинений, в которых утвердил себя послевоенный русский авангард. Художественная концепция кантаты запечатлела мощный прорыв к искусству, независимому от догм, к свободному самовыражению, к яркости красок и новизне мысли. Именно “Солнце инков” Денисов называет своим первым опусом, после которого он в полной мере отвечает за каждую написанную им ноту.
<...> Ощутимые
положительные перемены в творческой жизни
Денисова начались с середины 80-х годов. В
Париже прошла мировая премьера его оперы “Пена
дней”. Денисов стал президентом
организованной в 1990 году новой творческой
организации – Ассоциации современной
музыки, возникшей как альтернатива
официальной деятельности Союза
композиторов. К нему пришло официальное
признание, он был на вершине славы. Его
музыка звучала в крупнейших концертных
залах мира в исполнении знаменитых
музыкантов, среди них – Геннадий
Рождественский, Даниэль Баренбойм, Марк
Пекарский, Юрий Башмет, Хайнц Холлигер,
Орель Николе. Он ездил по всему свету,
проводил многочисленные мастер-классы в
разных странах, участвовал в жюри
престижных композиторских конкурсов.
<...> В начале 90-х годов
по России прокатилась вторая волна
эмиграции. И Денисов был единственным
русским композитором мирового масштаба,
который не уехал из России. Из знаменитой “московской
троицы” первым уехал Шнитке, долго
держалась Губайдулина, но затем тоже уехала
в Германию. Денисов остался. Но судьба
сложилась так, что композитор, бывший родом
из глубокой Сибири, закончил земное
существование во Франции: в 65 лет он под
Москвой попал в страшную автомобильную
катастрофу, едва не стоившую ему жизни.
Более десяти дней находился в реанимации,
день за днем состояние ухудшалось. По
инициативе посольства Франции в России в
Москву был прислан специальный медицинский
самолет, который доставил находящегося без
сознания Денисова в Париж в военный
госпиталь. Здоровье композитора стало
медленно улучшаться. Он пришел в сознание,
обрел дар речи, встал на ноги, заново учился
ходить, работать. Чуть позже Денисов
запишет в дневнике: “Тот мир, в котором я
жил, лежа без сознания, почти два месяца в
реанимации, был столь же реален и столь же
ирреален, как тот мир, в который я вернулся.
Я долго был в том мире, о котором не хочу
рассказывать и о котором не могу писать”.
Крепкий организм
сибиряка до некоторой степени позволил
преодолеть последствия автокатастрофы. Но
все же здоровье было подорвано. И в
последующие два года госпиталь “Бежен”
стал для Денисова фактически вторым домом.
Французская столица тепло отнеслась к
русскому музыканту. Мэрия, муниципальные
службы, известные французские музыканты
помогали в решении лечебных и бытовых
проблем.
Впрочем, вынужденная
жизнь за границей не радовала композитора.
Душою он рвался в Москву, но не мог надолго
уехать из Франции, так как был привязан к
парижской больнице, вынужденный регулярно
проходить в ней курсы лечения. В разных
ситуациях, разным людям он неоднократно
говорил, что, будь его воля, он никуда бы не
уезжал, что лучше всего он себя чувствует в
Москве, что мечтает вернуться, но врачи его
не отпускают. Трагичен возглас в одном из
последних писем композитора: “Хочу в
Москву!” В этом же письме Денисов писал: “Если
бы не больница, сегодня же собрал все свои
вещи и уехал в Москву. Здесь симпатично, но
все чужое. Здесь, наверное, лучше жить с
деловой точки зрения, а работать (и жить)
лучше дома. Мне везде плохо, кроме России”.
См. также:
Виктория ГАНЧИКОВА
КОЛА БРЮНЬОН СИБИРСКОГО РАЗЛИВА
(Эдисон Денисов как единство и борьба противоположностей)